КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В РОССИИ: ЗАТРАТЫ ИЛИ ИНВЕСТИЦИИ?


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Общим результатом работы является обоснование утверждения о том, что корпоративную социальную ответственность (КСО) компании следует рассматривать не только как системную деятельность по учету интересов ее стейкхолдеров, требующую дополнительных расходов, но и как особую форму социального капитала, использование которого дает экономический эффект в виде роста будущей доходности бизнеса, а также фактически снижает риски последствий финансовых затруднений, рассматриваемых в классических моделях теории финансов.

Разработана комплексная методика оценки уровня корпоративной социальной ответственности, которая позволяет оценивать усилия крупных предприятий в социальной сфере в целом, согласно которой проводится расчет интегрального показателя КСО на основе линейной агрегирующей модели и балльно-рейтинговой методики Феликса-Риггса.

Центральным результатом работы является разработка и апробация методики оценки влияния КСО на уровень устойчивости бизнеса в период кризиса и после него. Общей особенностью крупных нефтедобывающих компаний является реализация программ КСО и составление и публикация социальных отчетов. Вышеуказанные факты, включая наличие необходимых данных в открытом доступе, предопределили выбор объекта исследования – группы крупных и средних российских нефтедобывающих компаний.

Ключевой гипотезой исследования является утверждение о том, что высокий уровень корпоративной социальной ответственности нефтедобывающей компании повышает ее финансовую устойчивость в кризис и в посткризисный период. В качестве примера рассмотрен кризис 2014 года в России. В результате регрессионного моделирования показано, что КСО корпораций оказывает положительное влияние на посткризисную динамику финансовых показателей корпорации, на примере группы нефтедобывающих компаний в России.

Об авторах

Светлана Анатольевна Каримова

Альметьевский государственный нефтяной институт, Альметьевск

Email: karim20@mail.ru

старший преподаватель кафедры экономики и управления предприятием

Россия

Тимур Владимирович Крамин

Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова, Казань

Автор, ответственный за переписку.
Email: kramint@mail.ru

доктор экономических наук, заведующий кафедрой финансового менеджмента, директор НИИ проблем социально-экономического развития

Россия

Список литературы

  1. Анкудинов А.Б., Борисов Д.М. Корпоративная социальная ответственность как фактор долгосрочного роста // Известия Уральского государственного экономического университета. 2013. №. 1. С. 109–114.
  2. Белоусов К.Ю. Социальная ответственность бизнеса как фактор устойчивого развития: дис. … канд. экон. наук. СПб., 2017. 461 с.
  3. Веревкин О.Л. Социальная ответственность бизнеса // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2010. № 1. С. 37–48.
  4. Levitt T. The dangers of social responsibility // Harvard Business Review. 1958. Vol. 36. № 5. P. 41–50.
  5. Белоусов К.Ю. Социальная ответственность и экономика: давление общественности и драйверы корпоративной социальной деятельности // Проблемы современной экономики. 2012. № 3. С. 90–92.
  6. Тихонович Л. КСО: корпоративная социальная обязанность? // Филантроп: электронный журнал о благотворительности. 2015. URL: philanthropy.ru/analysis/2010/03/09/1330/.
  7. Davis K. Case For and Against Business Assumption of Social Responsibility // Academy of Management Journal. 1973. Vol. 16. № 2. P. 312–322.
  8. Бубнов Г.Г., Семенов А.В., Хачатурян К.С. Корпоративная социальная ответственность в условиях современной экономики // Транспортное дело России. 2011. № 6. С. 106–107.
  9. Степанов К.А. Социальная ответственность – конкурентное преимущество или издержки бизнеса? К вопросу об интеграции экономики и социальной политики // Корпоративное управление и социальная ответственность бизнеса: материалы конференции. М.: МГИМО-Университет, 2013. С. 14–43.
  10. Drucker P.F. The Future of Industrial Man, a Conservative Approach. New York: The John Day Co, 1942. 298 p.
  11. Bowen H. Social responsibility of the businessman. New York: Harper and Row, 1953. 276 p.
  12. Davis K. Can business afford to ignore social responsibilities? // California Management Review. 1960. Vol. 2. № 3. P. 70−76.
  13. Frederick W.C. The growing concern over business responsibility // California Management Review. 1960. Vol. 2. № 4. P. 54−61.
  14. Friedman M. Capitalism and Freedom. Chicago: University of Chicago Press, 1962. 202 p.
  15. Freeman R.E. Strategic management: A stakeholder approach. Cambridge: Cambridge university press, 2010. 279 p.
  16. Johnson H. Does it pay to be good? Social responsibility and financial performance // Business Horizons. 2003. Vol. 46. № 6. P. 34–40.
  17. Carroll A.B. A three-dimensional conceptual model of corporate performance // Academy of Management Review. 1979. Vol. 4. № 4. P. 497–505.
  18. Schnietz K.E., Epstein M.J. Exploring the financial value of a reputation for corporate social responsibility during a crisis // Corporate reputation review. 2005. Vol. 7. № 4. P. 327–345.
  19. Shalchian H., Bouslah K.B.H., M’Zali B. A multi-dimensional analysis of corporate social responsibility: Different signals in different industries // Journal of Financial Risk Management. 2015. Vol. 4. № 2. P. 92–109.
  20. Kinder P.D., Lydenberg S.D., Domini A.L. Investing for good: Making money while being socially responsible. New-York: Harper Business, 1994. 336 p.
  21. Колбасенко О.Е. Корпоративная социальная ответственность как фактор развития социального капитала организации // Наука и общество. 2015. № 4. С. 61–66.
  22. Felix G.H., Riggs J.L. Productivity measurement by objectives // National Productivity Review. 1983. Vol. 2. № 4. P. 386–393.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах