ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ПЛАТНЫХ УСЛУГ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
- Авторы: Шинкевич А.И.1, Клименко Т.И.1, Галимулина Ф.Ф.1
-
Учреждения:
- Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казань
- Выпуск: № 4 (2018)
- Страницы: 50-57
- Раздел: Статьи
- URL: https://vektornaukieconomika.ru/jour/article/view/114
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5689-2018-4-50-57
- ID: 114
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Услуги являются наиболее важной частью национальной экономики и классифицируются по целям, природе, сфере применения и свойствам. В настоящее время наиболее важным видом услуг в России является торговля, что обусловливает актуальность проведенного исследования. Авторами статьи проведен анализ рынка платных услуг на макро- и мезоуровне. В качестве инструментов анализа использовались индекс физического объема платных услуг населению, индекс потребительских цен, позиционирование, кластерный анализ.
Детализированный анализ макрорынка платных услуг проведен в разрезе видов услуг и охватывает период 1990–2016 годы, что позволяет оценить тенденцию развития рынка за последние 26 лет. При этом выявлены наиболее востребованные россиянами виды платных услуг.
Исследование мезоуровня проведено на примере Приволжского федерального округа, в результате чего построена диаграмма позиционирования регионов округа по показателям объема платных услуг на душу населения и индексу физического объема платных услуг, выделено 4 квадранта.
Завершается исследование оценкой динамики рынка платных услуг в Республике Татарстан за 2010–2016 годы с учетом специфики услуг. На первом этапе выявлены тенденции развития регионального рынка услуг, на втором этапе проведен кластерный анализ муниципальных районов Татарстана по объему платных услуг в расчете на душу населения, в результате которого выделено 3 группы районов с дальнейшей кластеризацией муниципальных образований. Практическая значимость полученных результатов исследования заключается в группировке потребителей рынка платных услуг с целью получить представление о поведении клиента из конкретного сегмента.
Об авторах
Алексей Иванович Шинкевич
Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казань
Автор, ответственный за переписку.
Email: ashinkevich@mail.ru
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой логистики и управления
РоссияТатьяна Игоревна Клименко
Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казань
Email: dlogscm@kstu.ru
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры логистики и управления
РоссияФарида Фидаиловна Галимулина
Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казань
Email: 080502e_m@mail.ru
кандидат экономических наук, доцент кафедры логистики и управления
РоссияСписок литературы
- Valeeva U.S., Valigurskij D.I., Kalinina M.I., Belyâkin A.M., Ostapenko V.D., Plzáková, L., Studnička, P., Saidasheva V.A. Klimenko T.I., Ryashko L.S., Sinyavets T.D., Rodina L.A., Samsonova I.V., Ostapenko G.F., Lustigová Z., Hán J., Chalupa Š., Klímová M. Perspectives of social and economic development of the sphere of service in Russia and abroad. Kazan: Pechat-Servise XXI vek, 2016. 350 p.
- Садыкова Г.И., Комарова А.И. Особенности инновационного менеджмента в сфере услуг // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. 2017. № 1. С. 157–160.
- World Bank national accounts data: Services, value added (% of GDP). URL: data.worldbank.org/indicator/NV.SRV.TOTL.ZS.
- Gummesson E. Implementing the Marketing Concept: From Service and Values to Lean Consumption // Marketing Theory. 2006. Vol. 6. № 3. P. 291–293.
- Schembri S. Rationalizing Service Logic, or Understanding Services as Experience? // Marketing Theory. 2006. Vol. 6. № 3. P. 381–392.
- Селиванова М.В. Система менеджмента качества: сущность, структура, особенности реализации в сфере услуг // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 9. С. 201–203.
- Тётушкин В.А. Маркетинговый анализ рынка платных услуг населению в условиях экономического кризиса в России // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2017. Т. 10. № 6. С. 614–630.
- Шуреков Ю.В. Рынок платных услуг населению // Научный вестник Технологического института – филиала ФГБОУ ВПО Ульяновская ГСХА им. П.А. Столыпина. 2014. № 13. С. 501–509.
- Башмачникова Е.В., Абрамова Л.А. Прогнозирование потенциальной емкости регионального рынка платных услуг населению // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 1. С. 141–147.
- Задорожная Л.И., Ягумова Н.В. Образовательные услуги на региональных рынках труда // Новые технологии. 2012. № 2. С. 150–153.
- Кирильцев В.Т. Специфика менеджмента бизнеса в сфере услуг // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2016. Т. 7. № 2. С. 107–115.
- Беспалова Д.Е., Выборнова Л.А. Анализ рынка платных услуг населению // Экономика и социум. 2016. № 4-1. С. 235–238.
- Кутаева Т.Н., Шавандина И.В., Дубиновский М.З. Анализ современного состояния развития сферы услуг потребительской кооперации Приволжского федерального округа // Российское предпринимательство. 2012. № 5. С. 167–171.
- Шаронова В.П. Развитие сферы услуг на предприятиях потребительской кооперации // Научные Труды Вольного экономического общества России. 2010. Т. 128. № 1. С. 189–199.
- Sharma A. Improving Customer Service and Profitability Through Customer Intervention in Service Relationships // Journal of Relationship Marketing. 2008. Vol. 7. № 4. P. 327–340.
- Симонов Р.Ю. Интегрированная система менеджмента в сфере услуг и подходы к оценке ее эффективности // Экономика и предпринимательство. 2017. № 2-2. С. 938–940.
- РФ. Приказ Росстата от 26.06.2013 № 234 «Об утверждении официальной статистической методологии формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению в разрезе видов услуг // Консультант-Плюс: справочно-правовая система. URL: consultant.ru.
- Мандель И.Д. Кластерный анализ. М.: Финансы и статистика, 1988. 176 с.
- Sturges H. The choice of a class-interval // Journal of the American Statistical Association. 1926. Vol. 21. № 153. P. 65–66.
- Деловой климат в сфере услуг во II квартале 2018 года. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 21 с.
- Платное обслуживание населения в России. 2017: статистический сборник. M.: Росстат, 2017. 110 c.
- Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017: статистический сборник. М.: Росстат, 2017. 1402 с.
- Республика Татарстан. 2017: статистический сборник. Казань: Татарстанстат, 2017. 75 с.
- Объем платных услуг на душу населения муниципальных районов Республики Татарстан (данные доступны по запросу) // Татарстанстат: официальный сайт. URL: tatstat.gks.ru/.