МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ РЫНКА КОСМИЧЕСКИХ УСЛУГ НА ОСНОВЕ ТЕОРИИ КОНТРАКТОВ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Космическая отрасль является неотъемлемой частью мировой экономики и науки. Ввиду привлекательности космического рынка не только для государства, но и для коммерческого сектора, происходит постоянная разработка новых космических технологий, появление различных товаров и услуг, что способствует усилению отраслевой конкуренции как на мировом, так и на национальном и межрегиональном уровнях. На рынке космической продукции заказчик на стадиях поиска исполнителя и заключения с ним контракта сталкивается с рядом проблем. Одной из них является сокрытие исполнителем информации о качестве производимой продукции или предоставляемой услуге в стремлении к собственной выгоде. В теории контрактов эта информация является типом исполнителя. Проблема, порождаемая информационной асимметрией, может решаться при помощи разработки такого контракта, который содержит механизм выявления типа исполнителя. На данный момент отсутствует экономико-математический аппарат для решения задачи нахождения оптимального контракта между участниками рынка космической продукции.

В работе проведен анализ современного мирового рынка космической продукции и услуг, оценены позиции России в мировой космической отрасли, определено состояние каждого сегмента рынка, его участники и их характеристики. На основе теории контрактов разработана модель взаимодействия участников рынка космических услуг на примере оператора цифрового телевидения и компаний, предоставляющих пусковые услуги, в условиях симметричной и асимметричной информации. Меню контрактов составлено таким образом, что исполнители того или иного типа сами должны выбрать предназначенный для них контракт, иначе их выгода от сделки уменьшается.

В результате проведенного исследования для данной системы определены оптимальные структуры контрактов (стоимость запуска и количество запусков). Разработанная модель позволяет согласовать экономические интересы участников рынка космических услуг и повысить эффективность их взаимодействия.

Об авторах

Дмитрий Юрьевич Иванов

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, Самара

Автор, ответственный за переписку.
Email: ssau_ivanov@mail.ru

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Организация производства»

Россия

Елена Константиновна Беляева

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, Самара

Email: Belyaeva1301@gmail.com

аспирант кафедры «Экономика»

Россия

Список литературы

  1. Макарова Д.Ю., Хрусталёв Е.Ю. Концептуальный анализ мирового и российского ракетно-космических производств и рынков // Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 28. С. 11–27.
  2. Salanie B. The economics of contracts: a primer. London: MIT Press, 1997. 224 p.
  3. Akerlof G.A. The market for “lemons”: quality uncertainty and the market mechanism // The Quarterly journal of economics. 1970. Vol. 84. P. 488–500.
  4. Давыдов В.А. Прогнозирование объемов финансирования космической отрасли и основные макроэкономические показатели развития экономики // Оборонная техника. 2012. № 9. С. 43–49.
  5. Галькевич И.А. Обзор телекоммуникационного рынка геостационарных спутников связи и вещания // Космонавтика и ракетостроение. 2014. № 3. C. 103–111.
  6. Хрусталёв Е.Ю., Макаров Ю.Н. Основы экономического анализа космической деятельности России // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 29. С. 41–47.
  7. Чернявский Г.М. Космическая деятельность в России: проблемы и перспективы // Вестник Российской академии наук. 2013. Т. 83. № 9. С. 799–807.
  8. 2016 SIA State of Satellite Industry Report. USA: SIA Publishes, 2016. 33 p.
  9. Чуб Е.А. Коммерческая космическая деятельность США: современное состояние, возможности и ограничения // Горизонты экономики. 2014. № 2. С. 71–72.
  10. Годовой отчет государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» за 2015 год. М.: Роскосмос, 2016. 41 с.
  11. Годовой отчет акционерного общества «Ракетно-космический центр «Прогресс» (АО «РКЦ «Прогресс») за 2014 год. Самара: Прогресс, 2014. 140 с.
  12. Стратегическая программа исследований национальной космической технологической платформы: протокол от 22.01.2015. М.: МАИ, 2015. 307 с.
  13. Терентьев И., Соколов А., Волкова О. Россия проигрывает космическую гонку Китаю // Электронный журнал РБК. 2014. № 6.
  14. Телекоммуникационный рынок России 2014–2019 г. Рынок платного ТВ: аналитический отчет. М.: iKS-Consulting, 2016. 358 с.
  15. Бремзен А., Гуриев С. Конспекты лекций по теории контрактов. М.: РЭШ, 2006. 66 с.
  16. Головань С., Гуриев С., Макрушин А. Теория контрактов. Сборник задач с решениями. М.: РЭШ, 2005. 45 с.
  17. Юдкевич М.М., Подколзина Е.А., Рябинина А.Ю. Основы теории контрактов: модели и задачи. М.: ГУ ВШЭ, 2002. 352 c.
  18. Новиков Д.А. Теория управления организационными системами. М.: Синтег, 2005. 584 с.
  19. Бурков В.Н., Кондратьев В.В. Механизмы функционирования организационных систем. М.: Наука, 1981. 255 с.
  20. Меньшиков И.С. Теория игр и экономическое моделирование. М.: МЗ Пресс, 2006. 234 с.
  21. Bolton P., Dewatripont M. Contract theory. London: MIT Press, 2004. 744 p.
  22. Baker G., Gibbons R., Murphy K.J. Relational contracts and the theory of the firm // The Quarterly journal of economics. 2002. Vol. 117. № 1. P. 39–84.
  23. Baker G., Gibbons R., Murphy K.J. Subjective performance measures in optimal incentive contracts // The Quarterly journal of economics. 1994. Vol. 109. № 4. P. 1125–1156.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах