ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РИСКОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТОВ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблемные вопросы создания высококачественной и достоверной информационной базы, обеспечивающей аналитическое сопровождение управленческих решений, могут быть решены системой контроля деятельности университета. В статье определено, что система внутреннего контроля должна включать индикаторы определения рисков, позволяющие подавать сигналы менеджменту о необходимости реагирования на возникшие проблемы с целью дальнейшего их устранения. Рекомендовано разработать перечень рисков с разумной вероятностью их появления и потенциальным влиянием. Представлена форма для идентификации рисков в соответствии с потребностями стейкхолдеров, объединенных в группы, согласно процессному подходу. Учитывая требования и интересы своих стейкхолдеров, вузы могут добиться повышения их заинтересованности, доверия и лояльности. Перед системой контроля стоит задача в проведении контрольных процедур по отслеживанию степени выполнения требований заинтересованных сторон. Определено, что для каждого риска следует установить контрольные мероприятия с целью управления ими и гарантии правильности и своевременности осуществления действий. Контрольные мероприятия должны включать непосредственное отслеживание мнений и изменяющихся требований заинтересованных сторон. Установлено, что в рамках каждого из мероприятий должны быть определены инструкции или процедуры. Выявлена роль внутренних контролеров и аудиторов вузов, которые могут помогать в идентификации, оценке рисков и контрольных процедур, разрабатывать соответствующие методики. Количественная оценка рисков может быть осуществлена на основе экономических формул, которые представлены в исследовании и могут быть использованы для расчета степени рисков в деятельности университетов. Понимание того, что риски первичны, а контрольные мероприятия – это инструмент реагирования, ответа на риск, должно стать основой всей системы менеджмента.

Об авторах

Ксения Юрьевна Бурцева

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва

Автор, ответственный за переписку.
Email: aksentiya@mail.ru

кандидат экономических наук, доцент, докторант кафедры «Аудит и контроль»

Россия

Список литературы

  1. Булыга Р.П. Аудит бизнеса как основное научно-образовательное направление Финансового университета в области аудиторской деятельности // Экономика и управление: проблемы, решения. 2014. № 3. С. 7–13.
  2. Бурцева К.Ю. Внутренний контроль деятельности вуза: определение, сущность, содержание // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 4. С. 76–79.
  3. Совершенствование оценки эффективности деятельности подведомственных Правительству Российской Федерации образовательных и научных учреждений / под ред. Р.П. Булыги. М.: НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА, 2014. 192 с.
  4. Bičiulaitis R. Organizacijų vidaus kontrolės sistema ir jos vaidmuo didinant valdymo efektyvumą : daktaro disertacija. Kaunas, 2001. 121 p.
  5. Варжапетян А.Г., Маркелова Н.В. Управление рисками образовательных проектов в сфере дополнительного профессионального образования // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2013. № 1. С. 108–111.
  6. Dinapoli T.P. Standards for Internal Control. 2007. URL: osc.state.ny.us/agencies/ictf/docs/intcontrol_stds.pdf.
  7. Костюкова Т.П., Лысенко И.А. Модель управления рисками образовательного учреждения // Информационно-управляющие системы. 2011. № 2. С. 73–76.
  8. King A.M. Internal control of fixed assests: a controller and auditor’s guide. New York: John Wiley and Sons Ltd., 2011. 564 p.
  9. Мельник М.В. Ревизия и контроль. М.: ФБК-ПРЕСС, 2003. 520 с.
  10. Мельник М.В., Никифорова Е.В., Бурцева К.Ю. Сбалансированные показатели: содержание и интерпретация. Тольятти: Кассандра, 2010. 214 с.
  11. Серебрякова Т.Ю. Концептуальные модели сквозного внутреннего контроля : дис. … д-ра экон. наук. Йошкар-Ола, 2010. 438 с.
  12. Щеглов П.Е., Никитина Н.Ш. Качество высшего образования. Риски при подготовке специалистов // Университетское управление: практика и анализ. 2003. № 1. С. 46–59.
  13. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон № 273-ФЗ: от 29 декабря 2012 г.
  14. Об утверждении показателей мониторинга системы образования: приказ Минобрнауки России от 15.01.2014 № 14.
  15. Качество образования – стратегия вуза // Электронный журнал об образовании. URL: akvobr.ru/strategia_kachestvo_obrazovania.html.
  16. Актуальные проблемы развития бизнес-анализа в условиях ориентации на инновационный путь развития / под ред. В.И. Бариленко. М.: Финансовый университет, 2012. 204 с.
  17. Бердников В.В., Гавель О.Ю. Аналитические инструменты разработки и мониторинга эффективности бизнес-моделей // Аудит и финансовый анализ. 2013. № 3. С. 283–294.
  18. Ефимова О.В. Анализ устойчивого развития компании: стейхолдерский подход // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 44. С. 41–51.
  19. Ивашковская И.В. Развитие стейкхолдерского подхода в методологии финансового анализа // Корпоративные финансы. 2011. № 3. С. 59–70.
  20. Рахманова М.С. Принципы функционирования вуза как стейкхолдер-компании // Интеллектуальный потенциал вузов – на развитие Дальневосточного региона России и стран АТР: материалы конференции. Владивосток: ВГУЭС, 2010. С. 141–145.
  21. Бурцева К.Ю. Оценка рисков как элемент системы внутреннего контроля образовательных учреждений // Вестник СамГУПС. 2015. Т. 2. № 2. С. 86–93.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах