БАНКОВСКИЙ КЛАСТЕР: ПОНЯТИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Модернизация в системе банковского сектора актуализирует вопросы, связанные с выходом системы на новый уровень развития, ставя перед банковскими учреждениями задачи обеспечения доступности кредитных и ипотечных услуг для населения. Но предъявляемые требования невозможно осуществить без банковского кластера, который позволяет создать благоприятные условия функционирования банковских учреждений, предлагающих более низкие процентные ставки по кредитованию населения. Этот феномен сосредотачивает вокруг себя исследования отечественных и зарубежных ученых, однако в науке до сих пор используются различные дефиниции применяемых понятий. В связи с вышеизложенным встает вопрос о необходимости детального изучения данной деятельности.

Статья посвящена исследованию определения понятия «банковский кластер». Авторами проведены теоретические исследования существующих определений банковского кластера, показывающие, что сравнительно небольшое количество работ посвящено исследованию определения данного понятия, что на сегодняшний день в законодательстве РФ также отсутствует понятие «банковский кластер», что высказываются разные мнения по поводу его сущности, особенностях его обозначения и определения содержательных характеристик. В то же время имеет место многоаспектность, фрагментарность определений банковского кластера, что препятствует формированию однозначного понимания данного феномена.

В статье выделены три базовые характеристики, присущие данному понятию: экономический потенциал, политический потенциал, банковская инфраструктура. Рассматриваются функциональные особенности предложенных характеристик, которые раскрывают направления для оптимального использования их возможностей в банковской деятельности.

Проведена дешифровка трех базовых характеристик, каждая из которых раскрыта тремя понятиями. По результатам исследования авторами сформулировано определение банковского кластера, которое основано на категориальном методе двухуровневой триадической дешифровки базового понятия. Предложенное определение базируется на специфических чертах, присущих кластеру, формирующемуся в банковском секторе, вносит вклад в развитие теории кластеров.

Об авторах

Юлия Сергеевна Лебединская

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Владивосток

Автор, ответственный за переписку.
Email: Yuliya.Lebedinskaya@vvsu.ru

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента

Россия

Антонина Алексеевна Шушакова

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Владивосток

Email: antonina_ves@mail.ru

студент кафедры экономики и менеджмента

Россия

Список литературы

  1. Портер М. Конкуренция. М.: Вильямс, 2001. 495 с.
  2. Enrigt M.J. Why clusters are the way to win the game? // World Link. 1995. № 5. Р. 24–25.
  3. Jacobs D.A. Man clusters. Industrial policy and firm strategy: a menu approach // Technology Analysis & Strategic Management. 1996. Vol. 8. № 4. P. 18–36.
  4. Schmitz H. On the clustering of small firms // IDS Bulletin. 1992. Vol. 23. № 3. P. 25–32.
  5. Swann G., Prevezer M. A comparison of the dynamics of industrial clustering in computing and biotechnology // Research Policy. 1996. № 25. Р. 1139–1157.
  6. Rosenfeld S.A. Bringing business clusters into the mainstream of economic development // European Planning Studies. 1997. № 5. Р. 3–23.
  7. Elsner W. An industrial policy agenda 2000 and beyond: experience, theory and policy // Bremen Contributions to Institutional and Social-Economics. 1998. № 34. Р. 1125–1138.
  8. Schmitz H. On the clustering of small firms // Flexible specialization: a new view on small industry, IDS Bulletin (Special Issue). 1992. № 3. Р. 64–69.
  9. Шалак В.И. Современный контент-анализ. Приложения в области: политологии, психологии, социологии, культурологи, экономики, рекламы. М.: Омега-Л, 2004. 272 с.
  10. Герасимова Л. Как провести контент-анализ // Бизнес. 2004. № 15. URL: business.ua/i586/a20871/.
  11. Макаров Н.Д. Контент-анализ: метод количественного изучения содержания социальной информации. М.: НМЦ СПО, 2001. 60 с.
  12. Парахонская Г.А. Контент-анализ документов. Тверь: ТверГУ, 2004. 123 с.
  13. Степанов А.С. Метод контент-анализа и производные принципы в исследовании актуальных проблем современного общества. М.: МГУ, 1995. 95 с.
  14. Разумов В.И. Категориально-системная методология в подготовке ученых. Омск: ОМГУ, 2004. 277 с.
  15. Лебединская Ю.С. Региональный туристский кластер: понятие и специфические черты // Научное обозрение. 2015. № 12. С. 360–364.
  16. Лебединская Ю.С., Коньшина А.С. Бухгалтерский аутсорсинг: понятие и специфические черты // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2016. № 1. С. 49–54.
  17. Боуш Г.Д. Базовые состояния кластеров предприятий, обусловливающие направления их развития // Вестник Омского университета. 2011. № 2. С. 219–225.
  18. Боуш Г.Д. Кластеры в экономике: научная теория, методология исследования, концепция управления. Омск: ОмГУ, 2013. 408 с.
  19. Саитова М.Ю. Региональный банковский кластер как инновационный финансовый инструмент стимулирования инвестиционной деятельности в регионе // Банкир. 2013. № 1. С. 28–34.
  20. Езангина И.А., Тимофеева Ю.С. Финансовые кластеры российских банков: актуальные аспекты // Молодой ученый. 2015. № 6. С. 401–406.
  21. Кизыма А.Ю. Стратегия формирования банковского кластера в регионе // Федерализм. 2012. № 2. С. 173–178.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах