Привлечение NEET-молодежи в систему образования и на рынок труда: инструменты государственного регулирования


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Особенно уязвимой группой в контексте перехода из системы образования на рынок труда являются молодые люди NEET (Not in Education, Employment, or Training, с англ. не в сфере образования, трудоустройства или профессиональной подготовки), которые не учатся, не работают и не проходят профессиональную подготовку. Это обуславливает необходимость формирования в рамках государственного регулирования молодежной безработицы инструментов поддержки именно этой группы молодежи. В статье проводится статистический анализ NEET-молодежи разных стран с точки зрения динамики и половозрастной структуры. Рассматриваются отдельные механизмы и инструменты государственного регулирования NEET-молодежи, доказавшие свою эффективность на примере Казахстана, который достиг снижения показателя NEET-молодежи с 9,5 % в 2017 г. до 6,9 % в 2021 г. Предложены рекомендации по разработке и внедрению в практику отдельных инструментов государственного регулирования молодежной безработицы в контексте NEET-молодежи. В частности, таким инструментом могут выступить социальные программы федерального уровня, направленные на преодоление барьеров при переходе «учеба – работа» и снижение количества молодых людей, попадающих в категорию NEET. Важной мерой поддержки может стать формирование и совершенствование экосистемы непрерывного образования, предполагающей в том числе привлечение молодежи в дополнительное образование, что поможет молодым людям категории NEET выйти на рынок труда. Особый акцент предлагается сделать на развитии некогнитивных навыков, которые в настоящее время не охвачены в полной мере системой образования, но их влияние на траекторию дальнейшего обучения и перехода на рынок труда подтверждается рядом научных исследований.

Об авторах

Марина Анатольевна Масыч

Южный федеральный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: mamasych@sfedu.ru
ORCID iD: 0000-0002-5517-2112

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической кибернетики

Россия, 344006, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42

Список литературы

  1. Вишневская Н.Т., Зудина А.А. Экономически уязвимые группы молодежи в странах ОЭСР и России // Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62. № 11. С. 99–107. doi: 10.20542/0131-2227-2018-62-11-99-107.
  2. Зудина А.А. «Не работают и не учатся»: молодежь NEET на рынке труда в России // Мир России. Социология. Этнология. 2019. Т. 28. № 1. С. 140–160. doi: 10.17323/1811-038X-2019-28-1-140-160.
  3. Зудина А.А. Дороги, ведущие молодежь в NEET: случай России // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2018. Т. 22. № 2. С. 197–227. doi: 10.17323/1813-8691-2018-22-2-197-227.
  4. Варшавская Е.Я. Российская NEET-молодежь: характеристики и типология // Социологические исследования. 2016. № 9. С. 31–39. EDN: WMAEID.
  5. Варшавская Е.Я. Успешность перехода «учеба – работа»: для кого дорога легче? // Социологические исследования. 2016. № 2. С. 39–46. EDN: VWRNPB.
  6. Heckman J.J., Stixrud J., Urzua S. The effects of cognitive and noncognitive abilities on labor market outcomes and social behavior // Journal of Labor Economics. 2006. Vol. 24. P. 411–482.
  7. Almlund M., Duckworth A., Heckman J., Kautz T. Personality psychology and economics // Handbook of the Economics of Education. 2011. Vol. 4. P. 1–181. doi: 10.1016/B978-0-444-53444-6.00001-8.
  8. Hilger A., Nordman C.J., Sarr L.R. Cognitive and Non-Cognitive Skills, Hiring Channels, and Wages in Bangladesh: IZA Discussion Paper № 11578. Germany: Institute of Labor Economics, 2018. 43 p.
  9. Glewwe P., Huang Q., Park A. Cognitive skills, noncognitive skills, and school-to-work transitions in rural China // Journal of Economic Behavior & Organization. 2017. Vol. 134. P. 141–164. doi: 10.1016/j.jebo.2016.12.009.
  10. Рожкова К.В. Отдача от некогнитивных характеристик на российском рынке труда // Вопросы экономики. 2019. № 11. С. 81–107. doi: 10.32609/0042-8736-2019-11-81-107.
  11. Гимпельсон В.Е., Зудина А.А., Капелюшников Р.И. Некогнитивные компоненты человеческого капитала: что говорят российские данные // Вопросы экономики. 2020. № 11. С. 5–31. doi: 10.32609/0042-8736-2020-11-5-31.
  12. Зудина А.А. Человеческий капитал неформальных работников в России: о чем говорят некогнитивные навыки // Мир России. Социология. Этнология. 2023. Т. 32. № 1. С. 37–60. doi: 10.17323/1811-038X-2023-32-1-37-60.
  13. Зудина А.А. Некогнитивные навыки молодежи NEET в России // Вопросы образования // Вопросы образования. 2022. № 4. С. 154–183. doi: 10.17323/1814-9545-2022-4-154-183.
  14. Рожкова К.В., Рощин С.Ю. Влияние некогнитивных характеристик на выбор траекторий в высшем образовании: взгляд экономистов // Вопросы образования. 2021. № 3. С. 138–167. doi: 10.17323/1814-9545-2021-3-138-167.
  15. Avanesian G., Borovskaya M., Masych M., Dikaya L., Ryzhova V., Egorova V. How Far Are NEET Youth Falling Behind in Their Non-Cognitive Skills? An Econometric Analysis of Disparities // Economies. 2024. Vol. 12. № 1. Article number 25. doi: 10.3390/economies12010025.
  16. Доскеева Г.Ж. Оценка современного состояния занятости молодежи Казахстана и системы ее государственной поддержки // Central Asian Economic Review. 2021. № 2. С. 107–120. doi: 10.52821/2224-5561-2021-2-107-120.
  17. Корчагина И.А. Занятость молодежи: российские и зарубежные тенденции // Вестник Евразийской науки. 2019. Т. 11. № 5. С. 42–50. EDN: KCVCMZ.
  18. Ляшок В.Ю. Молодежная безработица в России: масштабы проблемы // Экономическое развитие России. 2021. Т. 28. № 4. С. 77–80. EDN: CPVVFS.
  19. Kõiv K., Saks K., Paabort H., Lendzhova V., Smoter M. A Service Model for Self-Directed Learning of NEET Youth at the Local Government Level // Youth & Society. 2022. Vol. 54. № 2. P. 52S–68S. doi: 10.1177/0044118X211058225.
  20. Carcillo S., Fernandez R., Königs S., Minea A. NEET Youth in the Aftermath of the Crisis: Challenges and Policies // OECD Social, Employment and Migration Working Papers. 2015. Vol. 164. P. 1–108. doi: 10.1787/5js6363503f6-en.
  21. Кириллова А.Д., Попов А.В. Проблемы и перспективы молодежной занятости в условиях цифровизации российской экономики // Вестник НГУЭУ. 2023. № 1. С. 47–59. doi: 10.34020/2073-6495-2023-1-047-059.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Масыч М.А., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах