Уполномоченный экономический оператор: вопросы категорирования и финансового обеспечения деятельности


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматриваются вопросы, связанные с развитием института уполномоченного экономического оператора (УЭО) в Российской Федерации. Исследование направлено на изучение правового регулирования и экономических аспектов, а также практики работы УЭО, анализ и выявление причин слабого развития института УЭО в РФ. За последние 10 лет в России число компаний, желающих войти в реестр УЭО, исчисляется десятками, тогда как в стране работает более 120 тыс. организаций – участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). При этом, по данным Федеральной таможенной службы России, на 2024 г. более 12 тыс. компаний имеют категорию низкого уровня риска, т. е. среди них достаточно много крупного бизнеса, и они, вероятно, рассматривают включение в реестр УЭО. Затронуты практические вопросы, требующие исследования и обсуждения для поддержки предприятий – участников ВЭД, вовлечения в институт УЭО большего числа предприятий с целью получения преимуществ в таможенном оформлении, что важно при выходе на внешние рынки и развитии импортно-экспортной деятельности в условиях торговых ограничений и санкций. Предложено скорректировать суммы обеспечения уплаты таможенных платежей, опираясь на расчет внешнеторгового оборота компании, чтобы сделать институт более доступным для предприятий. Цель работы – исследование проблем развития института УЭО для привлечения компаний, заинтересованных в упрощении таможенных операций для развития их бизнеса, в т. ч. ВЭД, а также стимулирования экспорта путем изменения и совершенствования законодательства.

Об авторах

Анна Юрьевна Комелова

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии

Автор, ответственный за переписку.
Email: komelova2014@ya.ru
ORCID iD: 0009-0006-2807-7976

кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенных доходов и тарифного регулирования

Россия, 192249, г. Санкт-Петербург, ул. Софийская, 52, лит. А

Список литературы

  1. Владимиров С.В. Количество упрощений будет расти // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2023. № 6. С. 31–35. EDN: SDBYIE.
  2. Глазкова Г.В. Особенности аудита отчетности уполномоченного экономического оператора // Аудитор. 2024. Т. 10. № 1. С. 10–16. doi: 10.12737/1998-0701-2024-10-1-10-16.
  3. Денисова Н.А. Анализ потенциала развития института уполномоченного экономического оператора в Евразийском экономическом союзе // Бюллетень инновационных технологий. 2020. Т. 4. № 2. С. 13–18. EDN: FCPOWB.
  4. Деркач Н.Е., Золотухина В.Д., Лихачев В.В. Развитие института уполномоченного экономического оператора в Российской Федерации // Регион: системы, экономика, управление. 2023. № 1. С. 37–43. doi: 10.22394/1997-4469-2023-60-1-37-43.
  5. Зыков А., Соболев К. Развитие института уполномоченного экономического оператора в ЕАЭС // Логистика. 2019. № 1. С. 32–34. EDN: QMZFIY.
  6. Комелова А.Ю. Предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы и терминологии института уполномоченного экономического оператора // Управленческое консультирование. 2024. № 1. С. 163–173. doi: 10.22394/1726-1139-2024-1-163-173.
  7. Терешенкова А.Ю. Развитие института уполномоченного экономического оператора // Технико-технологические проблемы сервиса. 2017. № 3. С. 45–50. EDN: YMKEKS.
  8. Гудкова О.В. Таможенный контроль осуществления деятельности уполномоченных экономических операторов // Вестник Брянского государственного университета. 2020. № 1. С. 113–121. EDN: CPEJDK.
  9. Чекмарёва Г.И., Миронова О.А. Трансформация полномочий и специфики деятельности уполномоченного экономического оператора в условиях развития интеграционных процессов в рамках ЕАЭС // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2019. № 4. С. 129–135. EDN: XYPJLA.
  10. Кузнецова А.А., Иванов А.А., Татарченко К.Р. Проблемные вопросы развития института УЭО в Российской Федерации // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 12-1. С. 188–190. doi: 10.24412/2411-0450-2022-12-1-188-190.
  11. Липатова Н.Г., Гладков А.Р. Взаимное признание статуса уполномоченного экономического оператора как механизм содействия российско-китайской торговле // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 3. С. 24–34. doi: 10.54048/20727240_2022_03_24.
  12. Логинова А.С., Одинокова А.В. Правовые аспекты деятельности уполномоченного экономического оператора в Евразийском экономическом союзе: проблемы и перспективы // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2021. № 2. С. 85–88. doi: 10.36511/2078-5356-2021-2-85-88.
  13. Мозер С.В. Совершенствование института уполномоченного экономического оператора в Евразийском экономическом союзе // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2016. № 2. С. 23–27. EDN: WAWVIB.
  14. Karlsson L. Back to the future of Customs: A new AEO paradigm will transform the global supply chain for the better // World Customs Journal. 2017. Vol. 11. № 1. P. 3–16. doi: 10.55596/001c.115465.
  15. Плюснина О.М., Стремоусова Е.Г. К вопросу о совершенствовании института уполномоченного экономического оператора в практике таможенных органов // Фундаментальные исследования. 2023. № 9. С. 29–34. doi: 10.17513/fr.43501.
  16. Schramm H.-J. Who benefits most from AEO certification? An Austrian perspective // World Customs Journal. 2015. Vol. 9. № 1. P. 59–67. doi: 10.55596/001c.93984.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Комелова А.Ю., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах