МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЦЕНТРА И СЕВЕРНОГО МАКРОРЕГИОНА


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Переход России к пространственному развитию требует комплексного подхода к использованию пространства, реализации специфики различных территориальных структур и обеспечению возможностей развития территорий за счет собственных финансовых ресурсов. В решении поставленной задачи значительную роль играет система межбюджетных отношений, нацеленная на создание равных финансовых условий для всех публично-правовых образований при реализации возложенных на них полномочий. Вопросы межбюджетных отношений наиболее остро проявляются в Северном макрорегионе и приобретают системообразующую роль в силу северной специфики и ограниченности финансовых ресурсов. На основе оценки состояния межбюджетных отношений федерального центра и субъектов РФ, входящих в состав Северного макрорегиона, показано, что сложившаяся система взаимоотношений характеризуется объективно обусловленным высоким уровнем централизации финансовых ресурсов, превышением объемов налоговых доходов, перечисляемых в федеральный бюджет, над объемом доходов консолидированных бюджетов в отдельных субъектах РФ, значительным объемом межбюджетных трансфертов в доходах региональных бюджетов. Это противоречит принципу самостоятельности территориальных бюджетов, провозглашенному Бюджетным кодексом РФ. Игнорирование данного принципа детерминирует снижение устойчивости бюджетов за счет снижения стимулов региональных органов власти к расширению реального сектора экономики, ограничивает местную инициативу, порождает финансовое иждивенчество. Предложено при разработке мероприятий по совершенствованию системы межбюджетных отношений исходить из гипотезы, что все граждане страны должны получать государственные услуги одинакового качества и в одинаковом размере. Главным критерием распределения бюджетных доходов между уровнями бюджетной системы должна быть достаточность бюджетных доходов для удовлетворения потребностей в общественных товарах и услугах. Сделан вывод о целесообразности адресного подхода к формированию системы межбюджетных отношений между федеральным центром и Северным макрорегионом с учетом северной специфики.

Об авторах

И. Н. Швецова

Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина

Автор, ответственный за переписку.
Email: irshv@mail.ru
Россия

Т. А. Найденова

Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина

Email: NaydenovaTA@mail.ru
Россия

Список литературы

  1. Караваева И.В., Колпакова И.А. Чем бюджетная концепция мешает реализации задач социально-экономического развития России, сформулированных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 1 марта 2018 года? // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2018. № 2. С. 48-62.
  2. Найденова Т.А. Оценка действующей системы межбюджетных отношений в северных субъектах РФ // Научный вестник Ямало-Ненецкого автономного округа. 2018. № 1. С. 141-148.
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 2017 год. М.: Эксмо, 2017. 285 с.
  4. Печенская М.А. Межбюджетные отношения: состояние, регулирование, оценка результативности. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2015. 164 с.
  5. Игудин А.Г. Межбюджетные отношения и реформа местного самоуправления // Финансы. 2006. № 7. С. 11-15.
  6. Беткараев С.Б. О сущности и принципах межбюджетных отношений // Финансы и кредит. 2009. № 21. С. 68-72.
  7. Московцев Н.Н. Межбюджетные отношения и принципы их организации в Российской Федерации // Научный результат. Экономические исследования. 2018. Т. 4. № 2. С. 50-56.
  8. Молчанова М.Ю. К вопросу о теоретических основах межбюджетных отношений территории // Социум и власть. 2014. № 6. С. 82-89.
  9. Печенская М.А., Ускова Т.В. Актуальные вопросы совершенствования межбюджетных отношений в системе местного самоуправления // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2012. № 1. С. 136-146.
  10. Рыбакова Р.Ю. Теоретические основы построения межбюджетных отношений // Финансы и кредит. 2007. № 10. С. 7-12.
  11. Усков И.В. Особенности межбюджетных отношений в РФ // Инновационная наука. 2017. Т. 1. № 4. С. 200-201.
  12. Канкулова М.И., Невский Д.А. Межбюджетные отношения в контексте вызовов экономического развития и возрастающих бюджетных рисков субъектов Российской Федерации // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. № 36. С. 39-54.
  13. Голованова Н.В. Межбюджетные трансферты: многообразие терминов и российская практика // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2018. № 2. C. 24-35.
  14. Владимиров В.И. Влияние бюджетной политики на межбюджетные отношения // Baikal Research Journal. 2016. Т. 7. № 4. С. 9-19.
  15. Широбокова В.А. Новый подход к совершенствованию системы межбюджетных отношений // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2014. № 1. С. 116-123.
  16. Васильев В.В. Межбюджетные отношения как основа современной региональной политики России // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика, экология. 2016. № 2. С. 35-42.
  17. Швецова И.Н., Найденова Т.А. Актуальные проблемы государственных и муниципальных финансов. Сыктывкар: СГУ им. Питирима Сорокина, 2016. 144 с.
  18. Молчанова М.Ю. Теория хозяйственного порядка и межбюджетные отношения // Журнал экономической теории. 2012. № 3. С. 165а-169.
  19. Найденова Т.А., Швецова И.Н. Бюджетное выравнивание как инструмент реализации бюджетной политики на северных территориях // Финансы и кредит. 2012. № 47. С. 45-56.
  20. Данные по формам статистической налоговой отчетности // Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ. URL: nalog.ru/rn11/related_activities/statistics_and_analytics/forms/.
  21. Официальный сайт Федерального казначейства РФ. URL: roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannye-byudzhety-subektov/.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах