Цифровая экономика и инновации

Рецензируемый научный журнал, издаётся с 2010 года.

 

Учредитель и издатель

ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет», Тольятти, Россия.

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС 77 - 76951 от 09.10.2019

 

О журнале

С № 1 2024 года журнал сменил название с "Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление" на "Цифровая экономика и инновации".

Языки: русский, английский.

Периодичность выхода: 4 раза в год (31 марта, 30 июня, 30 сентября, 30 декабря).

Подписной индекс: Е43301 (Объединенный каталог «Пресса России»).

Журнал издается на средства издателя. Публикации в журнале бесплатны для авторов. Метаданные и полные тексты статей находятся в открытом доступе.

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук.

Полное библиографическое описание всех статей журнала представлено в Научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU с целью формирования Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).

Пятилетний импакт-фактор РИНЦ без самоцитирования за 2022 год – 0,373

 

 

 


Тематика публикаций

Журнал «Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление» принимает к публикации оригинальные статьи по направлению «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ» по следующим научным специальностям:

  • 5.2.3. Региональная и отраслевая экономика  (экономические науки) - с 21.02.2023
  • 5.2.4. Финансы (экономические науки)
  • 5.2.5. Мировая экономика (экономические науки)
  • 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности) (экономические науки) - с 28.12.2018 по 16.10.2022
  • 08.00.12 – Бухгалтерский учет, статистика (экономические науки) - с 28.12.2018 по 16.10.2022
  • 08.00.13 – Математические и инструментальные методы экономики (экономические науки) - с 28.12.2018 по 16.10.2022

Текущий выпуск

№ 1 (2024)

Концепция «Медленный город» как перспективное направление развития малых и средних городов России
Захарчук Е.А., Трифонова П.С., Упоров В.Е.
Аннотация

В современных условиях, требующих рационального использования ресурсов, повышение эффективности управления малыми и средними городами является сложной и многогранной задачей, стоящей перед органами публичной власти. В исследовании рассматривалась возможность ее решения на основе зарубежного опыта в этой сфере. Методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых по проблеме развития малых и средних городов. Цель исследования – анализ зарубежных подходов к развитию малых и средних городов и определение возможности их реализации применительно к российским малым и средним городам на примере Свердловской области. Изучены зарубежные концепции «15-минутный город» (15-minute city), «Пешеходный город» (Walkable city), «Переработка земли» (Land recycling) и «Медленный город» (Cittaslow), их ключевая идея и основные направления реализации. Для оценки возможности внедрения в отечественную практику выбрана концепция «Медленный город», которая представлена, в отличие от остальных рассмотренных, широкой географией реализации, в том числе в России (г. Светлогорск). Разработана авторская методика оценки возможности использования концепции «Медленный город», которая апробирована на ряде малых и средних городов Свердловской области. На основе полученных результатов даны рекомендации по планированию дальнейшего социально-экономического развития изученных муниципальных образований.

 

Цифровая экономика и инновации. 2024;(1):5-17
pages 5-17 views
Разработка инструментов поддержки системы управления проектами цифровой трансформации предприятия на основе больших данных
Искосков М.О., Митрофанова Я.С.
Аннотация

В условиях развития цифровой экономики и перехода к экономике данных необходима итеративная проработка стратегии цифровой трансформации предприятия на постоянной основе, а также оптимизация портфеля цифровых проектов для достижения стратегических целей бизнеса и получения нового качества и ценности бизнес-модели и бизнес-процессов за счет преимуществ цифровизации. В исследовании определены направления формирования модели системы управления, соответствующие современным трендам цифровизации и интеллектуализации предприятия на основе подходов, инструментов и стандартов проектного менеджмента. Проведенное теоретическое исследование позволило разработать комплекс инструментов, который включает концептуальную модель системы управления проектами цифровой трансформации, методику оценки эффективности аналитической подсистемы управления проектами цифровой трансформации на основе больших данных и обобщенную модель формирования стратегии управления проектами цифровой трансформации предприятия. Предложенная авторская методика оценки эффективности аналитической подсистемы управления проектами цифровой трансформации на основе больших данных может быть использована в качестве одного из инструментов оценки цифровой зрелости предприятия и уровня использования инструментов больших данных в управлении. Это позволит выделять проблемные зоны развития системы управления на основе больших данных, а также обоснованно формировать аналитическую инфраструктуру цифровой трансформации, соответствующую переходу к экономике данных. Разработанная концептуальная модель системы управления проектами цифровой трансформации направлена на формирование эффективного портфеля с учетом рисков, внешнего и внутреннего контекста предприятия и включает механизм выбора подхода (гибкого, классического, гибридного) к управлению проектами цифровой трансформации.

 

Цифровая экономика и инновации. 2024;(1):19-27
pages 19-27 views
Внутренняя управленческая отчетность по налоговым расчетам в информационной системе управления предприятием
Маляровская А.Ю.
Аннотация

Законодательно предусмотрена необходимость составления аналитических регистров и налоговой отчетности, однако информация, отражаемая в них, ограничена и не может в полной мере удовлетворить информационные запросы внутренних пользователей. Поэтому возникает необходимость в формировании внутренней управленческой отчетности по налоговым расчетам. Целью исследования является разработка требований, предъявляемых к внутренней управленческой отчетности по налоговым расчетам, а также форм такой отчетности. Уточнены имеющиеся в научной литературе и установленные на законодательном уровне требования, предъявляемые к отчетности, а также определены схемы внутренней коммуникации при составлении управленческой отчетности по налоговым расчетам. Разработаны формы внутренней управленческой отчетности по налоговым расчетам. Особое внимание обращено на перспективный характер налоговых расчетов. С учетом этого предложен следующий состав форм внутренней управленческой отчетности по налоговым расчетам: на основе одного конкретного договора по определенному виду налога, на основе всех договоров по каждому виду налога, в обобщенном виде по всем налогам, взятым из условий договоров. Предложенные формы внутренней управленческой отчетности по налоговым расчетам способствуют гармонизации учетных подсистем, а также обеспечению качественной информационной составляющей для проведения контрольных мероприятий и принятия управленческих решений в части налоговых расчетов. 

Цифровая экономика и инновации. 2024;(1):29-38
pages 29-38 views
Привлечение NEET-молодежи в систему образования и на рынок труда: инструменты государственного регулирования
Масыч М.А.
Аннотация

Особенно уязвимой группой в контексте перехода из системы образования на рынок труда являются молодые люди NEET (Not in Education, Employment, or Training, с англ. не в сфере образования, трудоустройства или профессиональной подготовки), которые не учатся, не работают и не проходят профессиональную подготовку. Это обуславливает необходимость формирования в рамках государственного регулирования молодежной безработицы инструментов поддержки именно этой группы молодежи. В статье проводится статистический анализ NEET-молодежи разных стран с точки зрения динамики и половозрастной структуры. Рассматриваются отдельные механизмы и инструменты государственного регулирования NEET-молодежи, доказавшие свою эффективность на примере Казахстана, который достиг снижения показателя NEET-молодежи с 9,5 % в 2017 г. до 6,9 % в 2021 г. Предложены рекомендации по разработке и внедрению в практику отдельных инструментов государственного регулирования молодежной безработицы в контексте NEET-молодежи. В частности, таким инструментом могут выступить социальные программы федерального уровня, направленные на преодоление барьеров при переходе «учеба – работа» и снижение количества молодых людей, попадающих в категорию NEET. Важной мерой поддержки может стать формирование и совершенствование экосистемы непрерывного образования, предполагающей в том числе привлечение молодежи в дополнительное образование, что поможет молодым людям категории NEET выйти на рынок труда. Особый акцент предлагается сделать на развитии некогнитивных навыков, которые в настоящее время не охвачены в полной мере системой образования, но их влияние на траекторию дальнейшего обучения и перехода на рынок труда подтверждается рядом научных исследований.

Цифровая экономика и инновации. 2024;(1):39-48
pages 39-48 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах