МЕТОДОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ИННОВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ
- Авторы: Головчанская Е.Э.1, Симченко Н.А.2
-
Учреждения:
- Белорусский Государственный университет, Минск
- Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, Симферополь
- Выпуск: № 3 (2018)
- Страницы: 26-31
- Раздел: Статьи
- URL: https://vektornaukieconomika.ru/jour/article/view/118
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5689-2018-3-26-31
- ID: 118
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Современное положение инновационно-ориентированной национальной экономики Республики Беларусь обуславливает важность развития интеллектуальных ресурсов. В статье предлагаются основы методологии развития интеллектуальных ресурсов Республики Беларусь. Методология включает: авторскую теорию развития интеллектуальных ресурсов, анализ и их оценку с учетом интегрального индекса интеллектуальной активности инновационно-ориентированной экономики. Предлагается авторская структура интеллектуального ресурса и на ее основе определяется сущность интеллектуального. Обосновывается ключевая роль интеллектуальных ресурсов в инновационно-ориентированной экономике – основа развития всех ресурсов и основа воспроизводства интеллектуального капитала. Установлено снижение уровня развития интеллектуальных ресурсов национальной экономики Республики Беларусь во взаимосвязи с результатами инновационной деятельности. Предложен показатель уровня развития инновационной деятельности с учетом интеллектуальных ресурсов – индекс интеллектуальной активности инновационной экономики (Iia). Приведены результаты расчета, свидетельствующие о снижении индекса (Iia). В рамках методологии показываются результаты исследований институциональной среды, выявляющих противоречия в отношении базовых институтов «управление» и «образование», определяющих развитие интеллектуальных ресурсов, а также противоречия в отношении комплементарного института «маркетинг», обеспечивающего практико-ориентированный характер взаимодействия институтов рыночной экономики. Предложена схема составляющих организационно – экономического механизма институционального маркетинга, включающая функции маркетинга, в рамках которых на основе выявленных противоречий намечены направления совершенствования развития интеллектуальных ресурсов.
Показывается, что институциональный маркетинг в наибольшей степени способен согласовать возможности организации, запросы потребителей и требований общества в лице государства.
Об авторах
Елена Эдуардовна Головчанская
Белорусский Государственный университет, Минск
Автор, ответственный за переписку.
Email: golovchanskaja2011@yandex.by
кандидат экономических наук, доцент
БелоруссияНаталия Александровна Симченко
Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, Симферополь
Email: natalysimchenko@yandex.ru
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории
РоссияСписок литературы
- Статистический ежегодник Республики Беларусь. Минск: Белстат, 2017. 506 с.
- Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь: статистический сборник. Минск: Белстат, 2017. 138 с.
- РБ. Указ Президента Республики Беларусь 31 января 2017 г. № 31 «О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы» // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. URL: pravo.by/document/index.php?guid=12551&p0=p31700031&p1=&p5=0.
- Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002. 272 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 712 с.
- Акимова М.К. Процессуальный подход к интеллектуальным способностям // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2010. № 17. С. 84–95.
- Стернберг Р.Д. Триархическая теория интеллекта // Иностранная психология. 1996. № 6. С. 54–61.
- Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта. М.: ИД Вильямс, 2007. 512 с.
- Айзенк Г.Ю. Структура личности. М.: КСП+, 1999. 463 с.
- Головчанская Е.Э. Интеллектуальный ресурс в системе общественного воспроизводства: сущность, роль, структура // Фундаментальные исследования. 2015. № 5-2. С. 400–404.
- Ахтямов М.К., Кузнецова Н.А., Саакова Л.В. Обоснование критерия эффективности использования интеллектуальных ресурсов // Креативная экономика. 2011. № 5. С. 17–25.
- Чамара И.М. Интеллектуальные ресурсы в мирохозяйственном развитии // Международный экономически форум. URL: be5.biz/ekonomika1/2007/07cimrsr.htm.
- Никифорова С.В., Мамров А.Н. Конкурентные преимущества предприятия на международном рынке. СПб.: СПбГУЭФ, 2004. 173 с.
- Татаркин А.И. Интеллектуальный ресурс общества: сущность, классификация и роль в социально-экономическом развитии. Бизнес, менеджмент и право // Бизнес. Менеджмент. Право. 2010. № 2. С. 32–40.
- Головчанская Е.Э., Стрельченя Е.И. Генезис основных подходов и методов оценки интеллектуальных ресурсов // Вопросы инновационной экономики. 2015. Т. 5. № 4. С. 267–286.
- Головчанская Е.Э., Карачун И.А., Стрельченя Е.И. Оценка интеллектуальной активности инновационной экономики // Наука и инновации. 2017. Т. 8. № 174. С. 48–53.
- Лученок А.И. Проблемы совершенствования белорусской институциональной системы // Научные труды Белорусского государственного экономического университета. Вып. 9. Минск: БГЭУ, 2016. С. 201–207.
- Праневич А.А. Теоретические основы и мировой опыт институционального строительства конкурентных отношений // Экономический вестник университета. Сборник научных трудов ученых и аспирантов. 2013. № 21-1. С. 176–182.
- Система экономических институтов Республики Беларусь / под ред. А.Е. Дайнеко. Минск: Беларуская навука, 2015. 279 с.
- Байнев В.Ф. О Системных ограничениях социально-экономического развития стран евразийского экономического союза // Беларусь 2030: государство, бизнес, наука, образование: материалы 4-ой Международной научной конференции. Минск: Право и экономика, 2017. С. 12–13.