КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА УНИВЕРСИТЕТОВ НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В современных условиях рыночных отношений и усиливающихся процессов международной конкурентной борьбы отечественным университетам становится весьма сложно сначала привлечь, а затем сохранить лояльность абитуриентов и студентов как из России, так и из-за рубежа. В статье проведен анализ современных тенденций в сфере образования и сделаны выводы о будущих результатах наблюдаемых изменений. Экспресс-анализ мнений студентов, обучающихся на международном факультете Финансового университета при Правительстве РФ, позволил оттолкнуться от их представлений конкурентоспособного на международном уровне вуза и определить, чего не хватает отечественным учебным заведениям. Среди основных выделенных элементов следующие: масштабное применение электронных устройств в процессе обучения, современное и удобное для пользователей виртуальное образовательное пространство, возможность самостоятельного регулирования процесса получения знаний студентами, обучение на иностранных языках по всем специальностям, активное взаимодействие с иностранными вузами-партнерами, международная узнаваемость бренда университета, практикоориентированные консалтинговые центры, практикоориентированные фильмы и т. д. В исследовании определены движущие силы конкуренции в отрасли образования, которые были сгруппированы в четырех направлениях: маркетинг, внутренние бизнес-процессы, финансы, человеческий капитал. В целом в отрасли образования доминирующими силами являются: управление брендом, концентрация таланта, продуктовые и технологические изменения. Определены источники конкурентных преимуществ университетов на ближайшее будущее, согласно построенной цепочке ценности. Для количественной оценки конкурентного преимущества университета предложена формула. Выявлены и распределены на четыре группы факторы, влияющие на конкурентные преимущества университетов. Разработаны рекомендации по повышению международной конкурентоспособности вузов в разрезе основной и вспомогательной деятельности с целью определения стратегических инициатив университетов.

Об авторах

Ксения Юрьевна Бурцева

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва

Автор, ответственный за переписку.
Email: aksentiya@mail.ru

кандидат экономических наук, доцент, докторант кафедры «Аудит и контроль»

Россия

Список литературы

  1. Амбарцумов А.А., Стерликов Ф.Ф. 1000 терминов рыночной экономики. М.: Крон-Пресс, 1993. 302 с.
  2. Тарасова В.П., Крутикова Ф.А. Толковый словарь рыночной экономики. М.: Глория, 1993. 302 с.
  3. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1990. 736 с.
  4. Бурцева К.Ю. Факторы, препятствующие международной конкурентоспособности российских университетов // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2015. № 1. С. 103–107.
  5. Бурцева К.Ю. Критерии оценки международной конкурентоспособности вуза // Аудит и финансовый анализ. 2015. № 5. С. 337–343.
  6. Бережная Е., Фролова М., Антипов П. Образование в России и за рубежом. М.: Новости Москвы, 2013. 335 с.
  7. Около 15 российских вузов выйдут в мировой топ-200 к 2020 г. // Профориентация: кем стать. Центр тестирования и развития гуманитарные технологии. URL: proforientator.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1573:-15-200-2020-&catid=2:5-.
  8. Национальный рейтинг вузов заработает в РФ в 2017 году // Коммерсант.ru. URL: kommersant.ru/doc/2984521.
  9. Гришанков Д. Семь вызовов для русского университета // Эксперт. 2013. № 47. С. 47–54.
  10. Porter M.E. Competitive advantages: creating and sustaining superior performance. New York: The free press, 1985. 592 p.
  11. Grant R.M. Contemporary strategy analysis. 4th ed. Oxford: Blackwell, 2002. 516 p.
  12. Strategic plan of London Business School. URL: lse.ac.uk/intranet/LSEServices/policies/pdfs/school/strPla.pdf.
  13. Altbach P.G. The costs and benefits of world-class universities. URL: bcct.unam.mx/adriana/bibliografia%20parte%202/ALTBACH,%20P.pdf.
  14. Khoon K., Roslan S., Osman H., Zainuddin S., Ainon H., Rahim I.Hj. Hallmark of a world-class university // College Student Journal. 2005. Vol. 39. № 4. URL: questia.com/library/journal/1G1-141167424/hallmark-of-a-world-class-university.
  15. Niland J. The challenge of building world class universities in the Asian region. URL: onlineopinion.com.au/view.asp?article=997.
  16. Салми Д., Фрумин И.Д. Российские вузы в конкуренции университетов мирового класса // Вопросы образования. 2007. № 3. С. 5–45.
  17. Бурцева К.Ю. Проблемы измерения и оценки показателей рейтингования университетов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 1. С. 86–89.
  18. Бурцева К.Ю. К вопросу о ранжировании университетов по группам в международных рейтингах // Аудит и финансовый анализ. 2015. № 2. С. 415–420.
  19. Бурцева К.Ю. Тенденции интеграции и сотрудничества университетов в условиях глобализации экономики // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 2. С. 63–67.
  20. Эскиндаров М.А., Бариленко В.И., Ветрова И.Ф. Оценка, контроль и управление интеллектуальным потенциалом исследовательского университета. Йошкар-Ола: Стринг, 2011. 226 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах