ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ СТРАН БРИКС


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассмотрено направление развития корпоративных структур БРИКС, выдвигающее на первый план создание группировки конкурентоспособных предприятий, которые доминируют на национальных рынках, и обеспечение условий для их экспансии на международные рынки. Показано, что не существует единой концепции для этапов становления корпораций развивающихся стран и их характерных признаков. В связи с этим исследование направлений развития глобальной конкурентоспособности транснациональных корпораций (ТНК) приводит к необходимости учета комплексности и многоаспектности этой экономической категории. Аргументировано, что современным ТНК свойственны уникальные управленческие и организационные свойства, способность синергетически сочетать производственные ресурсы, потоки капитала, квалифицированный персонал, инновационные решения, направленные на максимизацию прибыли и достижение стабильного роста. В работе определено, что современные ТНК остаются главными источниками прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и обладают практически неограниченными возможностями отраслевой и территориальной экспансии с использованием эффекта экономии на масштабах для максимизации прибыли. Акцентировано внимание на том, что компании развивающихся стран основывают свою деятельность на концепции «сочетание – усиление – познание» и систематически используют международную экспансию как трамплин для дальнейшего эффективного экономического развития компаний в условиях конкуренции как на национальных, так и на международных рынках. В исследовании дается обобщение основных взглядов на проблему возникновения и функционирования ТНК стран БРИКС с учетом действия определяющих факторов глобализации мировой экономики. Рассмотрены основные теории и взгляды на проблему возникновения и становления ТНК развивающихся стран; проанализированы мотивы, уникальные вызовы и стимулы деятельности на глобальных рынках; обобщены основные черты ТНК стран БРИКС и предоставлены рекомендации по обеспечению конкурентоспособности. 

Об авторах

Алексей Алексеевич Кузубов

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Владивосток

Автор, ответственный за переписку.
Email: AlexceyK@gmail.com

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Международный бизнес и финансы»

Россия

Список литературы

  1. Gouvea R. Transnationalization of Brazil’s software industry // Transnatioanl corporations. 2007. Vol. 16. № 1. P. 147–164.
  2. Guillen M., Carcia-Canal E. Emerging markets rule: growth strategies of the new global giants. USA: McGraw-Hill Education, 2012. 240 p.
  3. Klimek А. Emerging multinational corporations: theoretical approach // Wroclaw university of economics. 2011. № 7. P. 15–30.
  4. Гусарова С.А. Влияние внешнеторгового развития стран БРИКС на становление их национальных инновационных систем // Экономика и предпринимательство. 2014. № 9. С. 92–99.
  5. Ravi R., Singh J. What have we learned about EMNEs // Emerging multinationals from emerging markets. Chap. 3. Cambridge UK: Cambridge University Press, 2008. 39 p.
  6. Панова В.В. БРИКС: проблемы взаимодействия и потенциал сотрудничества // Научно-аналитический журнал Обозреватель – Observer. 2013. № 1. С. 39–53.
  7. Rugman A.M. Theoretical aspects of multinational enterprises from emerging economies, with particular reference to China // Transnational corporations. 2012. № 5. P. 1–29.
  8. Wijen F., Van Tulder R. Integrating environmental and international strategies in a world of regulatory turbulence // California management review. 2011. № 53. P. 23–46.
  9. Современная модель эффективного бизнеса. Книга 14 / под ред. С.С. Чернова. Новосибирск: ЦРНС, 2015. 192 с.
  10. Luo Y., Tung R.L. International expansion of emerging market enterprises: a springboard perspective // Journal of international business studies. 2007. Vol. 38. № 4. P. 481–498.
  11. Диксон Б. Красные капиталисты в Китае: партия, частные предприниматели и перспективы политических перемен. М.: Олимп-Бизнес, 2005. 288 с.
  12. Kuznetsov A.V. Prospects of vatious types of Russian transnational corporations // Electronic publications of Pan-European Institute. 2007. № 10. P. 1–12.
  13. Mathews J. Dragon multinationals: new players in 21st century globalization // Asia Pacific journal of management. 2006. Vol. 23. P. 5–27.
  14. Мальцева О.А. Индийские инвестиции за рубежом // Вестник МГИМО-университета. 2009. Т. 3. № 3. С. 83–90.
  15. Кузубов А.А. Методические подходы и критерии оценки конкурентоспособностью предприятий // Фундаментальные исследования. 2015. № 12-4. С. 801–805.
  16. Порунов А.Н., Сухинина В.В., Карсунцева О.В. Влияние мирового финансового кризиса на экономику стран БРИК // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2009. № 2. С. 53–59.
  17. Кузубов А.А. Анализ системы управления конкурентоспособностью предприятий // Фундаментальные исследования. 2015. № 12-5. С. 1028–1031.
  18. Fan Y. The Rise of the emerging-market multinationals and its impact on marketing // Marketing intelligence & planning. 2008. Vol. 26. P. 356–358.
  19. Кузнецов А.В. Интернационализация российской экономики. Инвестиционный аспект. М.: Ком Книга, 2007. 288 с.
  20. Беликова К.М., Ифраимов В.Ю. Государственные предприятия в странах БРИКС: опыт Бразилии, России, Китая и Южной Африки (некоторые аспекты) // Нравственные императивы в праве. 2013. № 1. С. 23–29.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах