Экономические возможности и политика Российской Федерации по Северному морскому пути
- Авторы: Авилов Н.С.1
-
Учреждения:
- Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва АО «Лаборатория Касперского», Москва
- Выпуск: № 2 (2022)
- Страницы: 5-12
- Раздел: Статьи
- URL: https://vektornaukieconomika.ru/jour/article/view/245
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5689-2022-2-5-12
- ID: 245
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье дается характеристика Северного морского пути (СМП) с учетом его состояния, трудностей, проблем и перспектив развития. Рассмотрены принятые Правительством Российской Федерации меры по дальнейшему развитию флота современных ледоколов, а также преимущества применения инновационного подхода, в котором особое внимание уделяется развитию СМП как основного морского транспортного коридора России. Примечательно, что новый подход к функционированию арктической морской транспортной системы России предполагает существенное увеличение объемов грузовых перевозок с параллельным освоением своих арктических территорий в рамках зоны опережающего развития. Автор анализирует актуализацию нормативно-правовых актов об использовании Северного морского пути, рассматривает структурную перестройку и увеличение грузоперевозок, меры по развитию Северного морского пути, совершенствованию организационной структуры управления и обеспечению безопасности, а также судоходство и развитие портовой инфраструктуры в Арктическом регионе Российской Федерации. Сделано заключение, что в настоящее время развитие Северного морского пути в большей степени связано с решением взаимосвязанных задач обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Арктики. С начала 2021 года была проведена системная работа по развитию инфраструктуры СМП. Ключевыми операторами пути являются национальные предприятия «Росатом», ПАО «Новатэк» и его СП «Ямал СПГ». В современной геополитической ситуации СМП является крупной и защищенной от внешнего воздействия морской коммуникацией, способной оказать положительное влияние на экономический рост России.
Ключевые слова
Об авторах
Никита Сергеевич Авилов
Московский финансово-промышленный университет «Синергия», МоскваАО «Лаборатория Касперского», Москва
Автор, ответственный за переписку.
Email: nik.avilov@yandex.ru
аспирант, инженер по локализации
РоссияСписок литературы
- Журавель В.П., Назаров В.П. Северный морской путь: настоящее и будущее // Вестник Московского государственного областного университета. 2020. № 2. С. 140–158. doi: 10.18384/2224-0209-2020-2-1010.
- Сунь С. Потенциал международного сотрудничества РФ и КНР в Арктике: сравнительный анализ национальных интересов // Социально-политические науки. 2017. № 3. С. 12–17.
- Гутман С.С., Конников Е.А., Кузнецов Р.А. Развитие Северного морского пути как элемента системы международных транспортных коридоров // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2019. № 1. С. 50–58. doi: 10.25702/KSC.2220-802X.1.2019.63.50-58.
- Hønneland G. Russia and the Arctic: Environment, Identity and Foreign Policy: Reprint edition. 2015. 224 p.
- Pierre C., Olivier F. Relevance of the Northern Sea Route (NSR) for bulk shipping // Transportation Research Part A: Policy and Practice. 2015. Vol. 78. P. 337–346. doi: 10.1016/j.tra.2015.05.020.
- Verny J., Grigentin C. Container shipping on the Northern Sea Route // International Journal of Production Economics. 2009. Vol. 122. № 1. P. 107–117. doi: 10.1016/j.ijpe.2009.03.018.
- Lee T., Kim H. Barriers of voyaging on the Northern Sea Route: A perspective from shipping companies // Marine Policy. 2015. Vol. 62. P. 264–270. doi: 10.1016/j.marpol.2015.09.006.
- Zhang Y., Meng Q., Zhang L. Is the Northern Sea Route attractive to shipping companies? Some insights from recent ship traffic data // Marine Policy. 2016. Vol. 73. P. 53–60. doi: 10.1016/j.marpol.2016.07.030.
- Lindstad H., Bright R.M., Stromman A.H. Economic savings linked to future Arctic shipping trade are at odds with climate change mitigation // Transportation Policy. 2016. Vol. 45. P. 24–30. doi: 10.1016/j.tranpol.2015.09.002.
- Журавель В.П. Развитие Северного морского пути: национальный и международный аспекты // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2019. № 2. С. 119–125. doi: 10.15211/vestnikieran22019119124.
- Лукин Ю.Ф. Анализ деятельности Северного морского пути // Вестник МГТУ. Труды Мурманского государственного технического университета. 2015. Т. 18. № 3. С. 467–475.
- Гутенев М.Ю. Северный морской путь в арктической политике РФ // Мировая экономика и международные отношения. 2019. Т. 63. № 1. С. 83–87. doi: 10.20542/0131-2227-2019-63-1-83-87.
- Веретенников Н.П., Богачев В.Ф., Ульченко М.В. Северный морской путь: транспорт, экономика, геополитика // Вестник МГТУ. Труды Мурманского государственного технического университета. 2015. Т. 18. № 3. С. 386–392.
- Медведева Л.М., Лаврентьев А.В. Северный морской путь: опыт освоения и перспективы развития // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2014. № 2. С. 23–29.
- Зеленков М.Ю. Транспортно-логистическая система Северного морского пути: перспективы, проблемы и пути их решения // Арктика: экология и экономика. 2019. № 4. С. 131–140. doi: 10.25283/2223-4594-2019-4-131-140.
- Андреева М.Ю. Северный морской путь в политике экономического прорыва России: некоторые оценки и предпосылки // Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова. 2015. № 2. С. 164–171. doi: 10.21821/2309-5180-2015-7-2-164-171.
- Тодоров А.А. Международный транзитный потенциал Северного морского пути: экономический и правовой аспекты // Проблемы национальной стратегии. 2017. № 3. С. 149–171.
- Чижков Ю.В. Северный морской путь в структуре арктической транспортной системы // Транспорт Российской Федерации. 2017. № 1. С. 27–32.
- Хейфец Б.А. Северный морской путь – новый транзитный маршрут «Одного пояса – одного пути» // Международная жизнь. 2018. № 7. С. 67–87.
- Вопиловский С.С. Инфраструктурные проекты – генеральный ресурс повышения экономического потенциала Арктики // Арктика и Север. 2021. № 43. С. 19–31. doi: 10.37482/issn2221-2698.2021.43.19.