ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ И РЫНКА ТРУДА


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг, рассматриваемая в статье, представляет особую актуальность вследствие модернизационных процессов образовательной системы, обусловленных усилением стратегической значимости знаний в информационной экономике. Снижение качества и конкурентоспособности образования на глобальном рынке, низкий уровень ресурсной обеспеченности, недостаток высококвалифицированных кадров, раскоординированность рынков труда и образовательных услуг обусловлены начальной стадией становления рыночных отношений в образовательном секторе. Проблема согласованности взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг является комплексной социально-экономической задачей, требующей системного подхода, который заключается в совместном рассмотрении компонентов системы: предложения рынка образовательных услуг, спрос на рынке труда. В работе уточнены и проанализированы ключевые понятия исследуемого вопроса: образование, образовательные услуги, рынок образовательных услуг, рынок труда. Рассмотрены особенности системного и интегрального подходов согласования механизмов взаимодействия рынков труда и образовательных услуг с учетом специфики их развития на примере образовательной системы Нижегородской области. В ходе исследования сформулированы основные меры по осуществлению интеграции: налаживание партнерских отношений между системой высшего образования, производством и бизнесом; формирование уровня подготовки специалистов в соответствии с динамично развивающимся спросом на рынке труда; обновление учебно-материальной базы образовательных учреждений в соответствии с современными технологиями производства. Все это позволило установить особую роль государственного регулирования в вопросе оптимизации взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг, что позволит координировать цели, содержание подготовки специалистов с учетом стратегического развития экономики, формировать государственный заказ на подготовку кадров с учетом перспективных потребностей экономики, разрабатывать долгосрочные прогнозы.

Об авторах

Наталья Александровна Бухалова

Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино

Автор, ответственный за переписку.
Email: nat.buhalova@yandex.ru

кандидат социологических наук, доцент кафедры «Гуманитарные науки»

Россия

Ольга Анатольевна Павлова

Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино

Email: olgapavlova08@yandex.ru

кандидат исторических наук, доцент кафедры «Гуманитарные науки»

Россия

Ольга Николаевна Шумилова

Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино

Email: Shumilova59@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Гуманитарные науки»

Россия

Список литературы

  1. Образование в Российской Федерации 2007: статистический ежегодник. М.: ГУ-ВШЭ, 2007. 484 с.
  2. Тамбовцев В. Реформы российского образования и экономическая теория // Вопросы экономики. 2005. № 3. С. 4–19.
  3. Колесов В. Рынок образовательных услуг и ценности образования (между ВТО и Болонским процессом) // Высшее образование в России. 2006. № 2. С. 3–8.
  4. Кожухар В.М. К определению содержания образовательной услуги // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. № 3. С. 42–47.
  5. Скоблева Э.И. Рынок в системе высшего профессионального образования // Вестник ИНЖЭКОНА. Серия: Экономика. 2009. № 3. С. 134–140.
  6. Драганчук Л.С. Рынок образовательных услуг и его регулирование // Вестник Кемеровского государственного университета. 2012. № 4–1 (52). С. 284–289.
  7. Щетинин В.П., Хроменков Н.А., Рябушкин Б.С. Экономика образования. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 306 с.
  8. Карташов С.А., Одегов Ю.Г. Рынок труда: проблемы формирования и управления (на примере г. Москвы). М.: Финстатинформ, 1998. 76 с.
  9. Беклемешев В.П. Агломерационные аспекты формирования «новой» востребованности определения адаптационного механизма рынка труда // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2008. № 4. С. 50–53.
  10. Прокофьев О.В., Семочкина И.Ю. Факторы социально-экономического развития и рынка труда: оценка состояния, взаимосвязи, воздействие на профессиональное самоопределение выпускников // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 1, № 11 (15). С. 229–236.
  11. Герасименко В.Г. Проблемы интеграции регионального рынка труда и системы дополнительного профессионального образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 34–37.
  12. Иванова Т.Н. О структурных элементах социально-трудовой мобильности молодежи на рынке труда // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 15–18.
  13. Бурганов Р.А. Процессы создания институционального поля рынка услуг // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 2 (26). С. 26–32.
  14. Щербакова О.Ю. Вопросы интерпретации понятия «рынок труда» в контексте современности // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 140–143.
  15. Хоменко А.Д. Тенденции конъюнктуры рынка образовательных услуг высших учебных заведений // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2013. № 3. С. 28–31.
  16. Хамалинский И.В., Завгородняя В.В. Механизм и модели взаимодействия рынков труда и образовательных услуг // Вестник Международного института экономики и права. 2011. № 2. С. 25–31.
  17. Булах Г.В., Никитин С.И. Интегральный подход к оптимизации взаимодействия региональных рынка труда и рынка образовательных услуг // Технико-технологические проблемы сервиса. 2009. № 9. С. 63–70.
  18. Максимова И.В. Оценка качества регионального стратегического планирования // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 31. С. 49–54.
  19. Васильчак С.В., Бабий Р.П. Направления усовершенствования развития сферы образовательных услуг // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1. С. 83–86.
  20. Карзун И.Г. Анализ и оценка образовательных услуг в Украине // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 3. С. 37–39.
  21. Власенко С.В., Чемоданова Г.И. Методологические основы мониторинга качества образовательных услуг // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 51–55.
  22. Жданкина И.Ю., Шамин Е.А. Сущность и понятие конкурентоспособности образовательных организаций // Вестник НГИЭИ. 2014. № 9 (40). С. 12–18.
  23. Подзигун С.Н. Теоретические аспекты развития рынка образовательных услуг в Украине в контексте иностранного опыта // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 3. С. 77–80.
  24. Жданкина И.Ю., Смирнов А.Н., Шамин Е.А. Предпосылки и факторы, влияющие на конкурентоспособность образовательных услуг организаций высшего образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 4 (30). С. 113–119.
  25. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» // Гарант: информационно-правовой портал. URL: base.garant.ru/70291362/.
  26. Образование в нижегородской области: статистический сборник. Н. Новгород: ГБОУ ДПО НИРО, 2014. 140 с.
  27. Зверева И.А. Система высшего образования Нижегородской области: реалии и тенденции // Вестник НГИЭИ. 2014. № 5 (36). С. 148–170.
  28. Степанов Ю.В. Проблемы взаимодействия государственных и предпринимательских структур в сфере образования // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2012. № 6. С. 156–157.
  29. Анисимова И.А. Бренды вузов глазами работодателей: степень доверия к качеству подготовки специалистов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2008. № 1 (9). С. 9–15.
  30. Степанов Ю.В. Проблемы и перспективы развития частно-государственного партнерства в образовании // Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право. 2012. № 6. С. 188–191.
  31. Наибольшей популярностью у абитуриентов традиционно пользуются управленческие, юридический и айтишные направления // Капиталист. 2014. № 220. 22 сент.
  32. Ирих И.С. Демографический оптимум как цель экономической и демографической политики // Самарский научный вестник. 2014. № 1 (6). С. 58–60.
  33. Равен Д. Кризис? Какой кризис? // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 81–95.
  34. Щербакова О.Ю. Проблемы спроса и предложения на региональном рынке труда г.о. Тольятти // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 140–144.
  35. Вешнякова Т.С., Шатохина О.А. Проблемы рынка труда г. о. Тольятти и их решение // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013. № 3 (29). С. 112–116.
  36. Лапаев П.Ю. К вопросу сущности и значению инноваций на современном этапе развития экономики // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2013. № 4. С. 26–28.
  37. Ефимова О.В. Социологический анализ рынка образовательных услуг с целью выявления мотивации абитуриентов 2011 года при выборе вуза // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 4 (1). С. 19–25.
  38. Анисимова И.А. Бренды вузов: спрос и мотивы выбора // Перспективы: сборник научных статей. Н. Новгород: НИСОЦ, 2008. С. 3–13.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах