КЛАСТЕРНО-СЕТЕВАЯ ПАРАДИГМА В УПРАВЛЕНИИ ЭКОНОМИКОЙ РЕГИОНА


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В условиях глобализации мирохозяйственных связей меняются отношения между заинтересованными сторонами в регионе. Характер этих отношений претерпевает существенные изменения под воздействием глобализации, в результате которой бизнес выходит за пределы национальных границ, экономика переходит от жестких иерархических структур с вертикальной субординацией к более гибким, открывающим новые возможности.

Под действием глобального кризиса возникает новая организационно-управленческая, «кластерно-сетевая» парадигма, в рамках которой региональные экономические системы переходят к кластерному строению и сетевому способу взаимодействий. Сети позволяют экономическим субъектам интегрироваться в экономическом пространстве регионов. Интеграция региональных предпринимательских структур по сетевому типу приводит к образованию кластеров, которые, по мнению авторов, являются «вложенными» внутрь сети. Активизация сетей в регионе способствует комплексному развитию территорий и повышает конкурентоспособность всех экономических агентов сети.

Несмотря на то что сети как таковые не требуют управления из центра, тем не менее региональные власти своими действиями оказывают влияние на всех хозяйствующих субъектов в регионе.

Управленческие решения, принимаемые в этих условиях, зачастую оказываются дисфункциональными, не продвигающими систему к достижению поставленных целей, поскольку не учитывают интересы всех акторов. Управленческие дисфункции, выявленные на этой стадии управления, требуют немедленного нивелирования во избежание тяжелых последствий. Поскольку принятие оптимальных решений в силу многообразия акторов делается практически невозможным, в качестве альтернативы предлагается методология конфликтно-компромиссного управления, позволяющая достигать локальных компромиссов и принимать «квазиоптимальные управленческие решения».

Об авторах

Марина Александровна Бушуева

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (Ивановский филиал), Иваново

Автор, ответственный за переписку.
Email: bushuev@dsn.ru

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики

Россия

Наталья Николаевна Масюк

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Владивосток

Email: masyukn@gmail.com

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и менеджмента

Россия

Анастасия Евгеньевна Каранцева

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Владивосток

Email: akarantseva@mail.ru

аспирант кафедры экономики и менеджмента

Россия

Список литературы

  1. Катуков Д.Д., Малыгин В.Е., Смородинская Н.В. Институциональная среда глобализированной экономики: развитие сетевых взаимодействий. М.: Институт экономики РАН, 2012. 45 с.
  2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
  3. Татаркин А.И. Влияние интегрированных корпоративных структур на социально-экономическое развитие региона // Вестник УРФУ. Серия: Экономика и управление. 2005. № 6. С. 68–75.
  4. Попков В.В., Берг Д.Б., Селезнева Н.А., Ульянова Е.А. Моделирование как инструмент формирования товарной и финансовой сети в региональной экономике // Экономика региона. 2015. № 2. С. 236–246.
  5. Смородинская Н.В. Смена парадигмы мирового развития и становления сетевой экономики // Экономическая социология. 2012. Т. 13, № 4. С. 95–115.
  6. Patalon W. The «New» Energy Sector: Windfall Profits for Investors, Energy Independence for the U.S. Economy // Money morning. 2010. № 7 (July).
  7. Балдина Ю.В., Масюк Н.Н. Государственно-частное предпринимательство как инновационная форма взаимодействия бизнеса и власти // Креативная экономика. 2013. № 2 (74). С. 9–14.
  8. Масюк Н.Н., Батурина О.А., Бушуева М.А. Стратегическое партнерство университетов с бизнес-средой: баланс взаимных интересов // Экономика и предпринимательство. 2014. № 12-4 (53-4). С. 824–829.
  9. Стрельцов М.А. О сущности и предмете сетевой экономики // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2009. № 3. С. 155–158.
  10. Батурина О.А., Масюк Н.Н., Мокшина Ю.В. Российская практика оценки эффективности взаимодействия бизнеса и власти в форме государственно-частного партнерства // Наука и бизнес: пути развития. 2013. № 12 (30). С. 67–70.
  11. Морозов И.В. Принципы формирования сетевых структур на региональном уровне // Регионология. 2012. № 4 (81). С. 20–24.
  12. Tapscott D., Williams A.D. Wikinomics: how mass collaboration changes everything. New York: Penguin Group, 2007. 321 p.
  13. Игнатенко Ж.В., Барыжикова Е.В. Сетевая экономика. Ставрополь: Северо-Кавказский социальный институт, 2006. 160 с.
  14. Масюк Н.Н., Этезов А.Х., Брагина З.В. Ассоциативный холдинг – предпосылки организации на примере текстильных предприятий. Иваново: Ивановская государственная текстильная академия, 2005. 184 с.
  15. Бушуева М.А., Масюк Н.Н., Брагина З.В. Нивелирование управленческих дисфункций как основа конфликтно-компромиссной методологии // Экономика и предпринимательство. 2014. № 12-3 (53-3). С. 430–432.
  16. Бушуева М.А., Коровин Д.И., Масюк Н.Н. Локальный компромисс как основа принятия финансовых решений в кластере (на примере текстильного кластера) // Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. 2013. № 6 (348). С. 35–41.
  17. Старцев Ю.Н., Даванков А.Ю. Сети и кластеры – становление современных подходов к региональному развитию // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 36. С. 110–116.
  18. Рябцун В.В. Обоснование инновационных механизмов управления сетевой экономикой в России // Вопросы управления. 2008. № 3. С. 32–37.
  19. Загоруйко М.В., Масюк Н.Н., Перфильева О.В. Стратегия выбора бизнес-модели организации и методика оценки степени интернационализации компании // Научное обозрение. 2015. № 15. С. 419–423.
  20. Galper J. Three Business Models for the Stock Exchange Industry // Journal of investing. 2001. Vol. 10 (1). P. 70–78.
  21. Gebauer J., Ginsburg M. The US Wine Industry and the Internet: An Analysis of Success factors for Online Business models // Electronic markets. 2003. Vol. 13 (1). P. 59–66.
  22. Gordijn J. Value-based Requirements Engineering - Exploring IN.N.ovative e-Commerce Ideas : doctoral dissertation. Amsterdam, 2002. 311 p.
  23. Osterwalder A. The Business Model Ontology - a Proposition in a Design Science Approach: dissertation. Switzerland, 2004. 172 p.
  24. Mayo M., Brown G. Building a competitive business model // Ivey business journal. 1999. № 63 (3). P. 18–23.
  25. Morris M., Schindehutte M., Allen J. The entrepreneur's business model: toward a unified perspective // Journal of business research. 2005. № 58 (6). P. 726–735.
  26. Timmers P. Business models for electronic markets // Electronic commerce in europe. 1998. № 8. P. 1–6.
  27. Stewart D., Zhao Q. Internet marketing, business models, and public policy // Journal of public policy and marketing. 2000. № 19 (2). P. 287–296.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах