Информационное и организационно-аналитическое обеспечение полномочий органов власти: сущность и основные проблемы
- Авторы: Демидова С.Е.1
-
Учреждения:
- Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва
- Выпуск: № 3 (2022)
- Страницы: 34-46
- Раздел: Статьи
- URL: https://vektornaukieconomika.ru/jour/article/view/355
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5689-2022-3-34-46
- ID: 355
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Анализ информационного и организационно-аналитического обеспечения полномочий органов государственной власти является необходимым шагом для повышения эффективности использования бюджетных средств и обеспечения качества предоставления государственных услуг. Актуальность темы обусловлена нарастанием неопределенности при принятии управленческих решений, требующих новых подходов в области информационной и аналитической деятельности, а также переходом на проектное управление. В работе дана характеристика правовых и методических основ финансирования расходов федерального бюджета на информационное и организационно-аналитическое обеспечение полномочий федеральных государственных органов. Исследованы теоретические и практические подходы к понятийному аппарату в области информационного и организационно-аналитического обеспечения, выявлены различия между обеспечением и сопровождением деятельности, конкретизированы понятия, предложены содержательные элементы каждого из них. Проанализированы расходы на информационное и организационно-аналитическое обеспечение полномочий. Выявлены системные проблемы, связанные с непрозрачностью реализации полномочий органов власти и их дублированием, со снижением конкурентных методов бюджетного финансирования вследствие приоритета субсидирования перед государственными закупками, а также с избыточными расходами на обеспечение деятельности ведомств на информационные цели, не связанные с повышением качества предоставления государственных услуг. Проведен факторный анализ расходов на информационное и организационно-аналитическое обеспечение полномочий, разработаны рекомендации по совершенствованию бюджетного финансирования. Резервы повышения эффективности расходов на информационное и организационно-аналитическое обеспечение полномочий органов власти связываются с совершенствованием законодательства в части уточнения понятийного аппарата, с разработкой методических рекомендаций и определением органа власти, ответственного за методическое обеспечение, координацию, мониторинг. Повысить уровень открытости бюджетных расходов на информационное и организационно-аналитическое обеспечение полномочий федеральных государственных органов предложено через: установление требования к системной публикации на официальных сайтах планов по информационному и организационно-аналитическому обеспечению полномочий федеральных государственных органов и отчетных данных о выполнении плана и достижении результатов; проведение мониторинга расходов.
Об авторах
Светлана Евгеньевна Демидова
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва
Автор, ответственный за переписку.
Email: demidovapsk@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-2169-4190
кандидат экономических наук, доцент, доцент департамента общественных финансов финансового факультета
РоссияСписок литературы
- Hagen L., Keller Th.E., Yerden X., Luna-Reyes L.F. Open data visualizations and analytics as tools for policy-making // Government Information Quarterly. 2019. Vol. 36. № 4. Article number 101387. doi: 10.1016/j.giq.2019.06.004.
- Luna-Reyes L.F., Gil-Garcia J.R. Digital government transformation and internet portals: The co-evolution of technology, organizations, and institutions // Government Information Quarterly. 2014. Vol. 31. № 4. P. 545–555. doi: 10.1016/j.giq.2014.08.001.
- Janssen М., Helbig N. Innovating and changing the policy-cycle: Policy-makers be prepared! // Government Information Quarterly. 2016. Vol. 35. № 4. P. S99–S105. doi: 10.1016/j.giq.2015.11.009.
- Van Kersbergen K., Vis B. Digitalization as a policy response to social acceleration: Comparing democratic problem solving in Denmark and the Netherlands // Government Information Quarterly. 2022. Vol. 39. № 3. Article number 101707. doi: 10.1016/j.giq.2022.101707.
- Kattel R., Mazzucato M., Ryan-Collins J., Sharpe S. The economics of change: Policy and appraisal for missions, market shaping and public purpose. UCL Institute for Innovation and Public Purpose. Working Paper Series. 2018. 28 p.
- Солянникова С.П. Надлежащая бюджетная политика для меняющейся экономики // Мир новой экономики. 2021. Т. 15. № 2. С. 6–15. doi: 10.26794/2220-6469-2021-15-2-6-15.
- Fitz Verploegh R., Budding T., Wassenaar M. Policy control as an alternative approach to performance-based budgeting (PBB) to strengthen the link between policy and financial means // Public Money and Management. 2022. P. 1–9. doi: 10.1080/09540962.2022.2062162.
- Васильев А.И., Прокофьев С.Е. Организация проектного управления в органах государственной власти // Управленческие науки. 2016. № 4. С. 44–52. EDN: XIROJN.
- Чаркина Е.С. Развитие проектного подхода в системе государственного управления: методология, опыт, проблемы. М.: ИЭ РАН, 2017. 54 c.
- Мирошниченко И.В., Шпиро Л.А. Проектное управление в государственном секторе: зарубежный опыт и российская практика // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2019. Т. 3. № 3. С. 360–368. doi: 10.35634/2587-9030-2019-3-3-360-368.
- Юзиханова Э.Г., Анисина С.С. Информационно-аналитическая деятельность органов внутренних дел // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2018. № 2. С. 44–50. EDN: VUHULU.
- Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической мысли «Начала», 1997. 180 с.
- Тимошкина О.А. Информационно-аналитические подразделения министерства внутренних дел России: генезис и актуальные проблемы в деятельности // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2021. № 2. С. 60–67. doi: 10.21685/2072-3016-2021-2-7.
- Селентьева Т.Н., Иванова М.В., Иванов М.В., Кобышева М.С. Цифровизация процессов государственного управления в Санкт-Петербурге: проблемы и перспективы // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 1. С. 98–105. doi: 10.25683/VOLBI.2021.54.127.
- Капитонов Э.А. Организация службы связи с общественностью: паблик рилейшнз. Ростов н/Д.: СКАГС, 1997. 77 с.
- Лаврик О.Л., Шевченко Л.Б. Информационное сопровождение как новый этап развития информационной деятельности // Научно-техническая информация. Серия 1: Организация и методика информационной работы. 2006. № 9. С. 19–23. EDN: HULYLB.
- Купин Р.А. Информационное сопровождение местного самоуправления в социальных сетях (на примере республик Северного Кавказа) // Вестник Поволжского института управления. 2022. Т. 22. № 3. С. 93–105. doi: 10.22394/1682-2358-2022-3-93-105.
- Хабаев С.Г., Крадинов П.Г. Реестр функций (полномочий) федеральных органов исполнительной власти как инструмент повышения прозрачности их финансирования // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2021. № 10-1. С. 72–81. doi: 10.17513/vaael.1871.
- Богачева О.В., Смородинов О.В. Формирование условий для проведения обзоров расходов в России // Финансовый журнал. 2019. № 1. С. 21–34. doi: 10.31107/2075-1990-2019-1-21-33.
- Богачева О.В., Смородинов О.В. Обзоры бюджетных расходов: опыт стран ОЭСР и перспективы для России // Мировая экономика и международные отношения. 2019. Т. 63. № 3. С. 59–67. doi: 10.20542/0131-2227-2019-63-3-59-67.