Аннотация
Техническая сложность, требования к безопасности эксплуатации, неопределенность условий строительства и функционирования обуславливают объективную необходимость совершенствовать организационно-технологические схемы проектирования объектов транспортной инфраструктуры. Разрабатываемые схемы и способы организации проектирования уникальных транспортных сооружений должны обеспечивать требуемое качество проектов при ограниченных объемах исходных данных и возможности корректировки проектных решений в процессе выполнения проектных заданий. Статья посвящена разработке методологического подхода к обоснованию организационно-технологических схем проектирования транспортных объектов с использованием имитационных моделей, обеспечивающего возможность моделирования работы проектных организаций с учетом динамики поступления исходной информации и ее неопределенности, итеративности и инерционности процессов разработки инновационных конструктивно-технологических решений, временных параметров создания и качества проектных разработок в зависимости от квалификации проектировщиков, инжиниринговых рисков и других стохастических факторов. Проведены теоретические исследования построения имитационной модели и алгоритма работы проектных организаций с применением теории детерминированных и стохастических графов «с возвратами». Получены зависимости качества и времени разработки проектных решений от квалификации проектировщиков и неопределенности исходной информации. Предложены методика преобразования информационно-логических схем работы проектных организаций в стохастические модели, процедуры генерации событий и имитации корректировки принятых решений, а также формирования проектных групп. На основании проведенных исследований установлено, что повышение надежности и безопасности уникальных транспортных сооружений может быть обеспечено посредством разработки организационно-технологических схем их проектирования, учитывающих неопределенность, динамический характер исходной информации и квалификацию проектировщиков.