Умная бюджетная консолидация


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Бюджетная консолидация направлена на исправление бюджетных диспропорций и сокращение государственного долга. Существуют подходы к определению бюджетной консолидации через сокращение первичного бюджетного дефицита и через улучшение отношения скорректированного первичного баланса к потенциальному валовому внутреннему продукту. Как правило, нацеленность мер бюджетной консолидации связывается с жесткой экономией бюджетных расходов или стимулированием роста доходов. Исследования Международного валютного фонда и программ бюджетной консолидации отдельных стран ОЭСР позволили выявить инструменты и мероприятия, которые могут быть отнесены к жесткой, агрессивной, мягкой и умной бюджетной консолидации. В статье представлен обзор инструментов бюджетной консолидации и их влияние на макроэкономические показатели. Эмпирический анализ дополняет проведенные исследования в отношении устойчивости государственного долга для отечественной экономики и экономики зарубежных стран. Проанализирована динамика параметров государственного долга по отдельным странам, а также по группам стран в зависимости от уровня экономического развития, сделан вывод о необходимости реализации мер бюджетной консолидации в посткризисный период. Типологизированы подходы к бюджетной консолидации. Ключевыми смарт-инструментами умной бюджетной консолидации являются технологии управления ликвидностью бюджетных счетов, технологии налогового администрирования, электронные государственные закупки, механизм «социального казначейства», объединение субсидий в пул. К институциональным смарт-инструментам относятся быстрые обзоры бюджетных расходов, оптимизация налоговых расходов, повышение роли бюджетных советов. Инструменты умной бюджетной консолидации не зависят от периодов кризиса и подъема, а нацелены на перманентное повышение эффективности как расходов, так и доходов бюджетов бюджетной системы. Отрицательные эффекты бюджетной консолидации, в том числе запаздывание, могут быть сглажены использованием гибких инструментов. Преимущества умной бюджетной консолидации доказаны через социально-экономические эффекты, которые обеспечивают расходы на образование и здравоохранение. Корреляционно-регрессионный анализ показал прямую сильную взаимосвязь данных расходов с индексом доходов населения. Повысить уровень эффективности бюджетных расходов и доходы бюджета предлагается через использование динамичного набора инструментов бюджетной консолидации, связанных с использованием управленческих и цифровых технологий. 

Об авторах

Светлана Евгеньевна Демидова

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва

Автор, ответственный за переписку.
Email: demidovapsk@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-2169-4190

кандидат экономических наук, доцент, доцент департамента общественных финансов финансового факультета

Россия

Список литературы

  1. Aizenman J., Jinjarak Y., Nguyen H.T.K., Park D. Fiscal Space and Increasing Fiscal Resilience // ADB Economics Working Paper Series. Philippines: Asian Development Bank, 2019. № 52. P. 1–42. URL: https://www.adb.org/sites/default/files/publication/502236/ewp-582-fiscal-space-fiscal-resilience.pdf.
  2. Ferreira V. Lost in consolidation? Declining public investment, multiplier effects and alternatives to the path of fiscal consolidation in Portugal // Journal of Post Keynesian Economics. 2022. Vol. 45. № 3. P. 359–385. URL: 10.1080/01603477.2022.2077764.
  3. Giavazzi F., Pagano M. Can Severe Fiscal Contractions Be Expansionary? Tales of Two Small European Countries // NBER Macroeconomics Annual. 1990. Vol. 5. P. 75–122. doi: 10.2307/3585133.
  4. Antelo M., Peon D. Fiscal consolidation and the sustainability of public debt in the GIPSI countries // Cuadernos de Economia. 2014. Vol. 37. № 103. P. 52–71. doi: 10.1016/j.cesjef.2013.10.002.
  5. Cogan J.F., Taylor J.B., Wieland V., Wolters M.H. Fiscal consolidation strategy // Journal of Economic Dynamics and Control. 2013. Vol. 37. № 2. P. 404–421. doi: 10.1016/j.jedc.2012.10.004.
  6. Eyraud L., Debrun X., Hodge A., Lledó V., Pattillo C. Second-Generation Fiscal Rules: Balancing Simplicity, Flexibility, and Enforceability: Staff Discussion Notes. USA: International Monetary Fund, 2018. 39 p.
  7. Fatás A., Summers L.H. The permanent effects of fiscal consolidations // Journal of International Economics. 2018. Vol. 112. P. 238–250. doi: 10.1016/j.jinteco.2017.11.007.
  8. Yanushevsky R., Yanushevsky C. Chapter Three - How Dangerous Is National Debt // Applied Macroeconomics for Public Policy. USA: Academic Press, 2018. P. 85–108.
  9. Kumar M.S., Leigh D., Plekhanov A. Fiscal adjustments: determinants and macroeconomic consequences // IMF Working Papers. Vol. 2007. № 178. P. 1–38. doi: 10.5089/9781451867428.001.
  10. Cojocariu L., Oprea F. Fiscal Consolidation and Economic Crisis – Ten Years After // “Ovidius” University Annals, Economic Sciences Series. 2020. Vol. XX. № 1. P. 866–882.
  11. Швандар К.В., Анисимова А.А. Фискальная консолидация: мировой опыт // Финансовая политика: проблемы и решения. 2016. № 27. С. 51–62. EDN: WGCETL.
  12. Buyse T. Fiscal consolidation and inequality: a descriptive analysis // Fiscal policy after the crisis. 2016. Vol. 035. P. 105–118.
  13. Ефимова Л.А. Индекс человеческого развития России: тенденции и перспективы // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 22. С. 53–62. EDN: TWILOP.
  14. Букина И.С. Политика финансовой консолидации и развитие экономики в условиях внешних шоков // Финансы: теория и практика. 2018. Т. 22. № 1. С. 6–21. doi: 10.26794/2587-5671-2018-22-1-6-21.
  15. Matthes J., Kolev G., Smart Fiscal Consolidation: A Strategy for Achieving Sustainable Public Finances and Growth // European View. 2013. Vol. 12. № 2. P. 321–323. doi: 10.1007/s12290-013-0269-z.
  16. Ahmad I., Khan N.A. Budget Consolidation and Social Sector Spending: Does Fiscal Contraction Endanger Growth of Human Capital in India? // South Asian Survey. 2022. Vol. 29. № 2. P. 139–154. doi: 10.1177/09715231221083957.
  17. Lahiani A., Mtibaa A., Gabsi F. Fiscal Consolidation, Social Sector Expenditures and Twin Deficit Hypothesis: Evidence from Emerging and Middle-Income Countries // Comparative Economic Studies. 2022. Vol. 64. P. 710–747. doi: 10.1057/s41294-022-00183-6.
  18. Колосницына М.Г., Ермолина Ю.Е. Государственные расходы на образование и экономический рост: межстрановой анализ // Вопросы статистики. 2021. Т. 28. № 3. С. 70–85. doi: 10.34023/2313-6383-2021-28-3-70-85.
  19. Демидова О.А., Каяшева Е.В., Демьяненко А.В. Государственные расходы на здравоохранение и экономический рост в России: региональный аспект // Пространственная экономика. 2021. Т. 17. № 1. С. 97–122. doi: 10.14530/se.2021.1.097-122.
  20. Davoodi H.R., Elger P., Fotiou A., Garcia-Macia D., Han X., Lagerborg A., Lam W.R., Medas P. Fiscal Rules and Fiscal Councils. Recent trends and Performance during the COVID-19 Pandemic // International Monetary Fund. 2022. URL: https://www.imf.org/en/Publications/WP/Issues/2022/01/21/Fiscal-Rules-and-Fiscal-Councils-512128.
  21. Балынин И.В. О достижении целей Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы // Финансы. 2022. № 11. С. 51–58. EDN: YLPHBY.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах