ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ЦЕНОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ЛЕГКИХ САМОЛЕТОВ В УСЛОВИЯХ ДУОПОЛИИ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Растущий объем производства легких самолетов на отечественных предприятиях за последние два-три года свидетельствует о растущем спросе на данный вид изделий и о заинтересованности государства в развитии данной отрасли авиастроения. Несмотря на медленные темпы развития малой авиации в России, отечественные предприятия, выпускающие легкие самолеты, помимо внутреннего рынка находят своих потребителей за рубежом, на международном рынке, где им приходится сталкиваться с жесткой конкуренцией. Работа посвящена исследованию конкурентного взаимодействия между производителями легких самолетов на рынке в условиях ценовой конкуренции в случае дуополии. Применение специального программного обеспечения позволило сформировать имитационные модели конкурентного взаимодействия для определения траекторий изменений основных экономических параметров, таких как оптимальные цены, выбираемые участниками в соответствии с их целевыми функциями; объемы выпуска; доход и прибыль, получаемые в результате конкурентного взаимодействия. Сформирована математическая модель задачи выбора производителями легких самолетов оптимальной цены на выпускаемые изделия в статическом и динамическом виде. На основе динамической модели с помощью среды моделирования сложных систем Simulink (MATLAB) сформированы имитационные модели механизма конкурентного взаимодействия. Разработаны взаимосвязанные имитационные динамические модели рыночного взаимодействия производителей легких самолетов, учитывающие множество факторов, которые присущи реальным рыночным условиям и специфике отрасли легкомоторного авиастроения. Проведен численный эксперимент по определению влияния значения себестоимости производства на цены выпускаемых изделий, спрос на эти изделия и получаемые участниками рынка результаты.

Об авторах

Д. Ю. Иванов

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: ssau_ivanov@mail.ru
Россия

С. А. Колычев

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: kolychev_sa@mail.ru
Россия

Список литературы

  1. Соболев Л.Б. Большая миссия малой авиации // Экономический анализ: теория и практика. 2016. № 3. С. 4-16.
  2. Deonir D.T., Sperandio G., Busata Е.S., Larentisa F. Pricing strategies and levels and their impact on corporate profitability // Revista de Administração. 2017. № 52. P. 120-133.
  3. Gregory K.L., Zona J.D. Simulation in Competitive Analysis // Issues in competition law and policy. 2008. P. 1405-1437.
  4. Новоторов А.В., Брикач Г.Е. Комплексный анализ рыночной деятельности предприятий с использованием имитационной модели совершенной конкуренции // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 26. С. 2-6.
  5. Гришанов Г.М., Колычев С.А., Иванов Д.Ю. Имитационное моделирование динамики конкурентного взаимодействия между производителями легкомоторной авиационной техники в условиях объемной конкуренции // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2021. Т. 12. № 2. С. 180-191.
  6. Ткачев А.А., Стрелина С.И. Моделирование конкурентоспособности предприятий ИКТ-сектора на основе системно-динамического подхода // Новое в экономической кибернетике. 2018. № 1. С. 25-34.
  7. Сорокин С.А., Варпаева И.А., Гришина О.В. Имитационное моделирование конкурентной стратегии ценообразования // Историко-экономические исследования. 2019. Т. 20. № 2. С. 294-321.
  8. Першин В.К., Кислицын Е.В. Исследование олигополистического рынка природного газа методами теоретико-игрового моделирования // Управленец. 2016. № 5. С. 70-76.
  9. Pursky O., Dubovyk T., Moroz I., Buchatska I., Savchuk A. The price competition simulation at the trading market in the presence of electronic and traditional trade // SHS Web Conference. 2019. Vol. 65. P. 1-6. doi: 10.1051/shsconf/20196504001.
  10. Гришанов Г.М., Колычев С.А., Клентак Л.С. Модели конкурентного взаимодействия между предприятиями и формирование параметрически устойчивых равновесных состояний // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета им. академика С.П. Королева. 2012. № 6. C. 19-25.
  11. Мулен Э. Теория игр с примерами из математической экономики. М.: Мир, 1985. 200 с.
  12. Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение. М.: Наука, 1970. 720 с.
  13. Новиков Д.А., Губко М.В. Теория игр в управлении организационными системами. М.: Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова, 2005. 139 с.
  14. Колычев С.А., Иванов Д.Ю. Моделирование конкурентного взаимодействия между производителями легких самолетов в условиях неценовой конкуренции // Вестник НГИЭИ. 2018. № 1. С. 142-154.
  15. Гришанов Д.Г., Щелоков Д.А., Наумов К.В., Кирилина С.А. Формирование конкурентных стратегий на рынке ракетно-космической техники в условиях ценовой дуопольной конкуренции // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 2. С. 16-22.
  16. Гришанов Д.Г., Кирилина С.А., Щелоков Д.А. Экономико-математическое моделирование выбора конкурентных стратегий на рынке ракетно-космической техники // Проблемы современной экономики. 2010. № 4. С. 92-96.
  17. Сорокина М.Г., Банкова К.В. Формирование финансовых параметров кредитного портфеля коммерческого банка на основе динамических имитационных моделей // Вестник Самарского муниципального института управления. 2018. № 3. С. 67-76.
  18. Тимохин А.Н., Румянцев Ю.Д. Моделирование систем управления с применением Matlab. М.: Инфра-М, 2016. 256 с.
  19. Дьяконов В.П. Simulink. Самоучитель. М.: ДМК-Пресс, 2015. 782 с.
  20. Baiardi L.C., Naimzada A.K. Experimental oligopolies modeling: A dynamic approach based on heterogeneous behaviors // Communications in Nonlinear Science and Numerical Simulation. 2018. Vol. 58. № SI. P. 47-61.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах