Оценка эффективности инструментов государственного стимулирования развития отрасли туризма и устойчивости ее восстановления
- Авторы: Демидова С.Е.1
-
Учреждения:
- Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
- Выпуск: № 2 (2024)
- Страницы: 15-27
- Раздел: Статьи
- URL: https://vektornaukieconomika.ru/jour/article/view/828
- DOI: https://doi.org/10.18323/3034-2074-2024-2-15-27
- ID: 828
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность работы обусловлена повышением значимости отрасли туризма в системе национального хозяйства. Поскольку туризм сильнее всего пострадал от пандемии COVID-19, меры поддержки со стороны государства были направлены на восстановление отраслевой динамики и дальнейшее развитие отрасли. Масштаб экономики страны влияет на структурные приоритеты отрасли: чем больше страна, тем меньше она зависит от международного туризма и должна быть заинтересована в стимулировании внутреннего туризма. Исследования по стране в целом фокусируются на совокупных показателях туризма; неравномерность роста туризма по регионам отражает не только различия в социально-экономических и природно-климатических условиях, но и стратегические приоритеты развития отрасли и ее доли в экономическом росте. В проведенном исследовании рассматриваются механизмы государственного стимулирования туристской отрасли и анализируются динамики показателей развития отрасли и оценки устойчивости ее восстановления в региональном разрезе. Методологическая база исследования основывается на анализе международных информационно-аналитических ресурсов, статистических данных по Российской Федерации, показателей стратегических документов, бюджетных данных. Анализ применения инструментов государственного стимулирования развития сферы туризма отражает положительное воздействие отраслевых показателей на динамику ее восстановления как непосредственно после года пандемийных ограничений, так в последующий период. Доказана эффективность инструмента поддержки «туристический кешбэк». На основании данных о структуре туристского потока и мест размещения сделан вывод об увеличении доли численности российских туристов, въездного и выездного туризма. Туристические поездки стали более частыми, но более короткими по срокам. Лидерство регионов по результатам оценки устойчивости восстановления туризма связано с различными факторами: «эффектом дачного региона», концентрацией санаторно-курортных организаций и др. Развитие отрасли связывается с адаптацией к глобальным трендам устойчивости, цифровизацией, государственно-частно-общественным партнерством.
Об авторах
Светлана Евгеньевна Демидова
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Автор, ответственный за переписку.
Email: demidovapsk@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-2169-4190
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры общественных финансов финансового факультета
Россия, 125167, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-т, 49/2Список литературы
- Çeltek E. Progress and Development of Virtual Reality and Augmented Reality Technologies in Tourism: A Review of Publications from 2000 to 2018 // Handbook of Research on Smart Technology Applications in the Tourism Industry. USA: IGI Global, 2020. P. 1–23.
- Han D.I.D., Weber J., Bastiaansen M., Mitas O., Lub X. Virtual and augmented reality technologies to enhance the visitor experience in cultural tourism // Augmented reality and virtual reality: Changing Realities in a Dynamic World. New York: Springer, 2019. P. 113–128.
- Li Jiawei, Coca-Stefaniak J.A., Nguyen Thi Hong Hai, Morrison A.M. Sustainable tourist behavior: A systematic literature review and research agenda // Sustainable Development. 2023. P. 1–19. doi: 10.1002/sd.2859.
- Ikhtiagung G.N., Radyanto M.R. New Model for Development of Tourism Based on Sustainable Development // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2020. Vol. 448. Article number 012072. doi: 10.1088/1755-1315/448/1/012072.
- Wang Wei-Ching, Lin Chung-Hsien. A Model for Sustainable Tourism Development of Hot Spring Destinations Following Poverty Alleviation: Understanding the Tourists’ Perspective // Sustainability. 2021. Vol. 13. № 17. Article number 9856. doi: 10.3390/su13179856.
- Camus S., Hikkerova L., Sahut J.-M. Systemic Analysis and Model of Sustainable Tourism // International Journal of Business. 2012. Vol. 17. № 4. P. 365–378.
- Rehman Sh., Khan S.N., Antohi V.M., Bashir Sh., Fareed M., Fortea C., Cristian N.P. Open innovation big data analytics and its influence on sustainable tourism development: A multi-dimensional assessment of economic, policy, and behavioral factors // Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity. 2024. Vol. 10. № 2. Article number 100254. doi: 10.1016/j.joitmc.2024.100254.
- Zhang Shuying, Chan Chung-Shing. Nature-based tourism development in Hong Kong: Importance–Performance perceptions of local residents and tourists // Tourism Management Perspectives. 2016. Vol. 20. P. 38–46. doi: 10.1016/j.tmp.2016.07.002.
- Streimikiene D., Svagzdiene B., Jasinskas E., Simanavicius A. Sustainable tourism development and competitiveness: The systematic literature review // Sustainable Development. 2020. Vol. 29. № 1. P. 259–271. doi: 10.1002/sd.2133.
- Han Heesup. Consumer behavior and environmental sustainability in tourism and hospitality: a review of theories, concepts, and latest research // Journal of Sustainable Tourism. 2021. Vol. 29. № 7. P. 1–22. doi: 10.1080/09669582.2021.1903019.
- Liu Xiaoming, Fu Yi, Li Jun. The effect of on-site experience and place attachment on loyalty: Evidence from Chinese tourists in a hot-spring resort // International Journal of Hospitality & Tourism Administration. 2019. Vol. 20. № 1. P. 75–100. doi: 10.1080/15256480.2017.1359730.
- Lin Chung-Hsien. Effects of cuisine experience, psychological well-being, and self-health perception on the revisit intention of hot springs tourists // Journal of Hospitality and Tourism Research. 2014. Vol. 38. № 2. P. 243–265.
- Dávid L.D., Csapó J., Nagy Á., Törőcsik M. Can We Understand Non-Tourism as a Form of Sustainable Tourism? The Role of Lifestyle and Motivations behind Non-Traveling Based on the Hungarian Example // Sustainability. 2020. Vol. 12. № 18. Article number 7353. doi: 10.3390/su12187353.
- Kvitkova Z., Petru Z., Zíková A. Domestic tourism, its potential to compensate the outage of international arrivals caused by COVID-19 and the vulnerability of different groups of countries (a cluster analysis) // Barataria Revista Castellano-Manchega de Ciencias Sociales. 2021. Vol. 30. P. 99–114. doi: 10.20932/barataria.v0i30.605.
- Gössling S., Scott D., Hall C.M. Pandemics, tourism and global change: A rapid assessment of COVID-19 // Journal of Sustainable Tourism. 2020. Vol. 29. № 1. P. 1–20. doi: 10.1080/09669582.2020.1758708.
- Harb G., Bassil Ch. Growth, domestic and foreign tourism in NUTS regions: New insights from the Old continent // Journal of Travel Research. 2020. Vol. 61. № 2. P. 279–298. doi: 10.1177/0047287520979673.
- Давыборец Е.Н., Радиков И.В. Перспективы развития туризма на Дальнем Востоке России // Вестник Забайкальского государственного университета. 2023. Т. 29. № 2. С. 205–211. EDN: QRKPJW.
- 18.Коннов Д.В. Проблемы развития автотуризма в России // Вестник Московской международной академии. 2022. № 2. C. 132–136. EDN: YIVMEY.
- Alanazi F. Electric Vehicles: Benefits, Challenges, and Potential Solutions for Widespread Adaptation // Applied Sciences. 2023. Vol. 13. № 10. Article number 6016. doi: 10.3390/app13106016.
- Bekele H., Raj S. Digitalization and digital transformation in the tourism industry: a bibliometric review and research agenda // Tourism Review. 2024. Vol. 4. doi: 10.1108/TR-07-2023-0509.
- Kumar S., Kumar V., Kumar B.I., Kumar S., Attri K. Digital transformation in tourism sector: trends and future perspectives from a bibliometric-content analysis // Journal of Hospitality and Tourism Insights. 2023. Vol. 7. № 6. P. 1553–1576. doi: 10.1108/JHTI-10-2022-0472.
- Agarwal R., Mehrotra A., Mishra A., Rana N.P., Nunkoo R., Meehee Cho. Four decades of sustainable tourism research: Trends and future research directions // International Journal of Tourism Research. 2024. Vol. 26. № 2. Article number e2643. doi: 10.1002/jtr.2643.
- Балынин И.В. Проблемы достижения национальных целей в области экологии // Финансы. 2021. № 5. С. 56–62. EDN: EINNOK.
- Popsa R.E. Digitalization: A Strategic Approach for the Travel and Tourism Industry // Expert Journal of Marketing. 2023. Vol. 11. № 2. P. 181–187.
- Швец И.Ю. Развитие цифровых экосистем в туризме // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2023. № 4. С. 104–110. EDN: GJLOGR.