НЕОБХОДИМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ И ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ ДЛЯ УСПЕШНОГО ТРУДОУСТРОЙСТВА


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Начиная с 2000 года при подборе персонала в компанию фокус внимания работодателей постепенно смещается с профессиональных (Hard Skills) навыков в сторону надпрофессиональных (Soft Skills). Так, результаты исследования Гарвардского университета и Стенфордского исследовательского института показали, что вклад Hard Skills в профессиональную успешность сотрудника составляет всего лишь 15 %, в то время как Soft Skills определяют оставшиеся 85 %. Современным выпускникам в новой экономике недостаточно иметь только знания профессиональных предметов - от них требуется наличие надпрофессиональных навыков и компетенций для успешного трудоустройства на рынке труда. В статье рассмотрен вопрос трансформации требований к необходимым компетенциям молодых специалистов, предъявляемых современными работодателями при приеме на работу в компанию. Цель работы - определение структуры ключевых навыков и компетенций молодых специалистов из числа студентов и выпускников вуза для их успешного трудоустройства. Проведен анализ данных о требованиях работодателей к выпускникам одного из вузов страны в 2017-2021 годах. Эмпирической базой послужил контент-анализ вакансий руководителей компаний по вопросам востребованных надпрофессиональных компетенций, а также навыков молодого специалиста. Итоги анализа данных позволяют сделать вывод о том, что быстро меняющиеся экономические условия влияют на пул значимых на рынке труда надпрофессиональных компетенций. Представлена структура надпрофессиональных компетенций, сформирован пул востребованных навыков и компетенций молодого специалиста, при наличии которых работодатели готовы брать на работу без наличия опыта работы. Результаты исследования подтверждают важность развития надпрофессиональных компетенций студентов и выпускников вузов.

Об авторах

Т. А. Камарова

Уральский государственный экономический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: kta@usue.ru
Россия

Список литературы

  1. Пеша А.В., Шавровская М.Н., Николаева М.А., Шрамко Н.В., Камарова Т.А., Панченко А.Ю. Развитие и оценка надпрофессиональных компетенций студентов университетов: теоретико-методологические основы. Казань: Бук, 2020. 248 с.
  2. Smidt W. Big Five personality traits as predictors of the academic success of university and college students in early childhood education // Journal of Education for Teaching. 2015. Vol. 41. № 4. P. 385-403. doi: 10.1080/02607476.2015.1080419.
  3. Назарова Л.Р. Формирование конкурентоспособного студента-дизайнера: аспекты креативности профессии с точки зрения работодателя и работника // Научно-педагогическое обозрение. 2019. № 2. С. 48-55. doi: 10.23951/2307-6127-2019-2-48-55.
  4. Мухортова Е.А. Управленческие компетенции специалистов финансово-экономической сферы: от прошлого к будущему // Самоуправление. 2020. Т. 2. № 1. С. 296-299.
  5. Ивашкова А.А. К вопросу об изучении формирования soft skills в зарубежных исследованиях // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2021. № 1. С. 13-17. doi: 10.36906/2311-4444/21-1/02.
  6. Нечаева Н.В., Каирова Э.М. Формирование умения самопрезентации у студентов переводческих специальностей // Вопросы методики преподавания в вузе. 2020. Т. 9. № 33. С. 80-94.
  7. Михайлова С.В. О проблеме развития надпрофессиональных компетенций у обучающихся технических направлений // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 6. С. 42-50. doi: 10.17513/spno.30308.
  8. Мунгиева Н.З., Магомедова Р.М., Шихамирова Б.А. Креативная компетентность преподавателя высшей школы // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-3. С. 353-356.
  9. Погребная И.А., Михайлова С.В., Колосов Е.А. Научно-исследовательская работа студентов как формирование модели специалиста для современного рынка труда в техническом вузе в виде надпрофессиональных компетенций // Современный ученый. 2020. № 2. С. 143-148.
  10. Пеша А.В., Шрамко Н.В., Николаева М.А. Образовательная среда вуза как фактор развития надпрофессиональных компетенций будущих педагогов // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2021. Т. 13. № 2. С. 74-84. doi: 10.7442/2071-9620-2021-13-2-74-84.
  11. Аласания Е.П., Благонравова М.А. Презентации как средство формирования надпрофессиональных компетенций студентов неязыкового вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-2. С. 4-7.
  12. Ткаченко И.В., Крапивина И.В. Формирование надпрофессиональных компетенций студентов медицинского вуза через волонтерское движение // Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России. 2020. № 4. С. 51-58. doi: 10.35177/2226-2342-2020-4-3.
  13. Васильева Е.Н., Хан И.А. Внеучебная деятельность как фактор формирования надпрофессиональных компетенций студентов вуза культуры // Вестник Тюменского государственного института культуры. 2020. № 1. С. 21-27.
  14. Иванова М.А., Гриценко В.Ш. Опыт практического применения конвергентного подхода как основы формирования надпрофессиональных компетенций студентов колледжа (на примере специальности 43.02.10 туризм) // Педагогическая информатика. 2020. № 1. С. 51-56.
  15. Кузнецова Н.А. Опыт формирования надпрофессиональных навыков у студентов педвуза в рамках дисциплины «физическая культура и спорт» в условиях дистанционного обучения // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 6-1. С. 165-169. doi: 10.17513/snt.38716.
  16. Исаева О.М., Савинова С.Ю. Оценка надпрофессиональных компетенций будущих менеджеров методами психодиагностики и графологии // Организационная психология. 2020. Т. 10. № 3. С. 69-84.
  17. Тюриков А.Г., Разов П.В., Амерсланова А.Н. Участие потребителей в оценке качества и востребованности образовательных услуг вуза // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2018. Т. 8. № 6. С. 68-75.
  18. Пеша А.В., Шавровская М.Н., Николаева М.А. Ассессмент-центр компетенций онлайн: возможности и методология // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2021. Т. 19. № 2. С. 56-68. doi: 10.24147/1812-3988.2021.19(2).56-68.
  19. Шавровская М.Н., Пеша А.В. Онлайн-марафон развития эмоционального интеллекта: ключевые элементы применения // Управление развитием персонала. 2021. № 2. С. 150-155.
  20. Мхеидзе Л.Р. Развитие надпрофессиональных компетенций как условие реализации карьерного потенциала молодых специалистов // Власть и управление на Востоке России. 2020. № 3. С. 185-192.
  21. Михайлова С.В. Роль надпрофессиональных компетенций в период дистанционного обучения // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 9. С. 178-182. doi: 10.17513/snt.38237.
  22. Кольга В.В., Полежаева Г.Т. Повышение уровня профессиональной подготовки бакалавров-менеджеров посредством сочетания интерактивных учебных и внеучебных форм работы // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2018. № 1. С. 68-81.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах