ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО БРЕНДА В УСЛОВИЯХ ЭНЕЙРО-СЕТЕВОЙ ЭКОНОМИКИ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Поиск конкурентных позиций и расширение спектра возможностей продвижения образовательных услуг вузами в условиях изменения хозяйственной координации, обусловленной развитием цифровых технологий и сетевой структуры, подтверждают потенциал исследований предложенной темы. Университеты активно используют маркетинговые технологии при формировании образовательных брендов, способствующих продвижению в национальных и международных рейтингах, дающих преимущества в конкурировании за кадровые, финансовые и иные ресурсы, в привлечении наиболее одаренных и перспективных абитуриентов. Работа посвящена исследованию основных категорий образовательного маркетинга и декомпозиции понятий. Представленные результаты брендинговой деятельности вузов позволили выявить и систематизировать элементы бренда. В качестве концептуальной основы бренда университета выступает его миссия, обязательный атрибут - логотип. Однако недостаточное внимание уделяется брендинговой политике, брендинговой стратегии и формированию корпоративной культуры. В рамках данного исследования проведен терминологический анализ понятий «бренд», «бренд образовательной организации», «образовательный бренд», обобщены авторские подходы, выделены общее в представленных определениях, а также обозначены основные составные элементы образовательного бренда. Выделены элементы, обеспечивающие формирование успешного бренда образовательной организации, и критерии, значимые для продвижения бренда вуза. В качестве объектов анализа были выбраны ведущие российские высшие учебные заведения. Был проведен сравнительный анализ формирования и использования образовательного бренда лидерами национального рейтинга университетов. В результате исследования выделены перспективные инструменты брендирования и сделан вывод о направлениях формирования стратегии брендирования.

Об авторах

С. Е. Демидова

Псковский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: sielitodem@gmail.com
Россия

Д. А. Суханов

Псковский государственный университет

Email: pskovmagfef@yandex.ru
Россия

Список литературы

  1. Дятлов С.А., Лобанов О.С., Гильманов Д.В. Цифровая нейро-сетевая экономика: институты и технологии развития. СПб.: СПбГЭУ, 2018. 325 с.
  2. Квочкина И.А. Сущность брендинга образовательной организации // Современное общество и власти. URL: gmanagement.ru/index.php/ru/arxiv/06-2015r/296-kvochkina-062015.
  3. Швед Н.Г. Развитие и продвижение бренда вуза в современном образовательном пространстве // Российская школа связей с общественностью. 2015. Т. 7. С. 158-166.
  4. Шевченко Д.А. Эффективность управления брендом образовательного учреждения: теория и практика // Практический маркетинг. 2015. № 6. С. 47-52.
  5. Серкова Е.В. Бренд образовательного учреждения как фактор конкурентоспособности // Маркетинг MBA. Маркетинговое управление предприятием. 2013. Т. 4. № 1. С. 130-142.
  6. Анашкина Н.А., Волков Ю.Н. Опыт создания бренда образовательного учреждения // Творчество молодых: дизайн, реклама, информационные технологии: сборник трудов XVI национальной научно-практической конференции студентов и аспирантов. Омск: Омский государственный технический университет, 2017. С. 60-63.
  7. Краева И.А. Позиционирование бренда ННГУ на рынке образовательных услуг // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2007. № 1. C. 35-39.
  8. Дятлов С.А., Гильманов Д.В., Марьяненко В.П. Теория инноваций: инновации в условиях цифровой экономики. СПб.: СПбГЭУ, 2018. 286 с.
  9. Erdem T., Swait J., Valenzuela A. Brands as Signals: A Cross-Country Validation Study // Journal of Marketing. American Marketing Association. 2006. Vol. 70. № 1. P. 34-49.
  10. Данные опросов // ЦИОМ. URL: wciom.ru/index.php?id=236&uid=9322.
  11. Д`алессандро Д.Ф. Войны брендов. 10 правил создания непобедимой торговой марки. СПб.: Питер, 2009. 224 с.
  12. Голубков Е.П. Еще раз о понятии «бренд» // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. № 2. С. 2-10.
  13. Аакер Д. Создание сильных брендов. М.: ИД Гребенникова, 2009. 340 с.
  14. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д. Основы маркетинга. М.: Вильямс, 2014. 1200 с.
  15. Келлер К.Л. Формирование капитала бренда на основе потребительских предпочтений // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2010. № 3. С. 67-73.
  16. Чернатони Л. От видения бренда к оценке бренда. Стратегический процесс роста и усиления брендов. М.: Группа ИТД, 2007. 332 с.
  17. Бадьин А.В., Тамберг В.В. Новая рыночная ниша. От идеи к созданию востребованного продукта. М.: Эксмо, 2008. 256 с.
  18. Ньюмейер М. Разрыв бренда. Как возвести мост между стратегией бизнеса и креативностью. М.: Вильямс, 2006. 192 с.
  19. Зотова Е.А., Трофимов Е.Ф. Роль и место ребрендинга в системе управления образовательным учреждением // История и перспективы развития транспорта на севере России. 2013. № 1. С. 105-110.
  20. Eldegwy A., Elsharnouby T.H., Kortan W. How sociable is your university brand? An empirical investigation of university social augmenters’ brand equity // International Journal of Educational Management. 2018. Vol. 32. № 5. P. 912-930.
  21. Капферер Ж.-Н. Бренд навсегда: создание, развитие, поддержка ценности бренда. М.: Вершина, 2007. 448 с.
  22. Pinar M., Trapp P., Girard T., Bout T.E. Utilizing the Brand Ecosystem Framework in Designing Branding Strategies for Higher Education // International Journal of Educational Management. 2011. Vol. 25. № 7. P. 724-739.
  23. Прохоров А.В. Модель университета как основа позиционирования его бренда // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. 2017. Т. 3. № 4. С. 31-35.
  24. Савзиханова С.Э. Бренд-ориентированный вуз - путь к успеху на рынке образовательных услуг // Креативная экономика. 2013. Т. 7. № 12. С. 84-88.
  25. Национальный рейтинг университетов // Интерфакс. Образование. URL: academia.interfax.ru/ru/ratings/?rating=1&year=2018&page=1.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах