Системообразующие организации в конкуренции за государственную поддержку


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена анализу статуса системообразующих организаций и обзору мер государственной поддержки в сопоставлении с зарубежным опытом. Принципы выделения различных групп организаций имеют специфику в каждой стране, чаще всего применяется критерий масштаба и отраслевой критерий. Наиболее актуальной такая выборка становится в периоды кризиса, когда требуются неотложные меры поддержки экономики. Выделение системообразующих организаций нашло применение в отечественной практике с 2008 года, в 2020 году закрепилось и расширилось, количество организаций возросло на национальном и региональном уровнях. При этом отмечается изменение подхода к группировке системообразующих организаций: размытие «системообразующего» статуса, многокомпонентность отбора, переход к отраслевому подходу. Особый интерес среди мер государственной поддержки представляют субсидированные банковские кредиты. Механизм кредитования включает не только заемщика и кредитора, но и министерства, правительственного агента. Выделены риски данной меры поддержки, связанные с возможным ограничением доступа для других групп организаций. Ограниченность моратория на банкротство также выделена как контрфактор конкурентной среды. Прямыми конкурентами системообразующих организаций за получение мер поддержки стали предприятия среднего масштаба. Сделаны выводы о том, что системообразующий статус обеспечивает преимущество при получении государственной поддержки в приоритетном порядке. В то же время выявлена невостребованность отдельных мер со стороны системообразующих организаций. Параллельно возникают риски для самих организаций, попадающих в эту группу. Предъявляются дополнительные требования к анализу финансово-хозяйственной деятельности, проведению мониторинга. Возникают риски оказаться в санкционных списках, что может ограничить круг потенциальных контрагентов организации. Предложено изменить подход к группировке организаций для целей государственной поддержки с выделением отраслевого приоритета, что обеспечит большую прозрачность и объективность при предоставлении мер государственной поддержки. Задел для совершенствования инструментов поддержки связан с возможностью реструктуризации льготируемых кредитов.

Об авторах

Светлана Евгеньевна Демидова

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва

Автор, ответственный за переписку.
Email: demidovapsk@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-2169-4190

кандидат экономических наук, доцент, доцент департамента общественных финансов финансового факультета

Россия

Список литературы

  1. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. М.: Эксмо, 2007. 861 с.
  2. Müller J.M. Business model innovation in small- and medium-sized enterprises: Strategies for industry 4.0 providers and users // Journal of Manufacturing Technology Management. 2019. Vol. 30. № 8. P. 1127–1142. doi: 10.1108/JMTM-01-2018-0008.
  3. Müller J.M., Kiel D., Voigt K.I. What Drives the Implementation of Industry 4.0? The Role of Opportunities and Challenges in the Context of Sustainability // Sustainability. 2018. Vol. 10. № 1. Article number 247. doi: 10.3390/su10010247.
  4. Selmi R., Bouoiyour J. Global Market’s Diagnosis on Coronavirus: A Tug of War between Hope and Fear: preprint, hal-02514428. 2020. doi: 10.13140/RG.2.2.34290.04806.
  5. Ullah S. Impact of COVID-19 Pandemic on Financial Markets: a Global Perspective // Journal of the Knowledge Economy. 2022. doi: 10.1007/s13132-022-00970-7.
  6. Duval R., Hong G.H., Timmer Y. Financial Frictions and the Great Productivity Slowdown // Review of Financial Studies. 2020. Vol. 33. № 2. P. 475–503. doi: 10.1093/rfs/hhz063.
  7. Kalemli-Ozcan S., Laeven L., Moreno D. Debt overhang, Rollover risk, and Corporate Investment: Evidence from the European crisis. Cambridge: National Bureau of Economic Research, 2018. 40 p. URL: https://www.oecd.org/global-forum-productivity/events/Debt-overhang-rollover-risk-and-corporate-investment.pdf.
  8. Besley T.J., Roland I.A., Reenen J.V. The aggregate consequences of default risk: evidence from firm-level data: working paper 26686. Cambridge: National Bureau of Economic Research, 2020. 75 p. URL: https://www.nber.org/system/files/working_papers/w26686/w26686.pdf.
  9. Wernli R., Dietrich A. Only the brave: improving self-rationing efficiency among discouraged Swiss SMEs // Small Business Economics. 2022. Vol. 59. № 3. P. 977–1003. doi: 10.1007/s11187-021-00546-w.
  10. Murro P., Peruzzi V. Family firms and access to credit. Is family ownership beneficial? // Journal of Banking & Finance. 2019. Vol. 101. P. 173–187. doi: 10.1016/j.jbankfin.2019.02.006.
  11. Angori G., Aristei D., Gallo M. Lending technologies, banking relationships, and firms’ access to credit in Italy: The role of firm size // Applied Economics. 2019. Vol. 51. № 58. P. 6139–6170. doi: 10.1080/00036846.2019.1613503.
  12. Понкратов В.В., Кузнецов Н.В. Налоговое стимулирование инвестиционной активности в России // Вестник Университета. 2017. № 11. С. 134–140. doi: 10.26425/1816-4277-2017-11-134-140.
  13. Akcigit U., Chen W., Díez F.J., Duval R., Engler Ph., Fan J., Maggi Ch., Tavares M., Schwarz D., Shibata I., Villegas-Sánchez C. Rising Corporate Market Power: Emerging Policy Issues. USA: International monetary fund. 2021. 34 p.
  14. Балынин И.В. Развитие государственной финансовой поддержки отечественных производителей товаров, работ и услуг // Финансы. 2022. № 7. С. 13–21. EDN: OYZTMY.
  15. Красинский В.В. Российские и международные методики оценки финансовой устойчивости системообразующих организаций и стратегических обществ // Современное право. 2021. № 11. С. 50–60. doi: 10.25799/NI.2021.90.92.010.
  16. Анисенко Н.А. Классификация и критерии отбора системообразующих предприятий Российской Федерации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2017. Т. 25. № 4. С. 534–542. doi: 10.22363/2313-2329-2017-25-4-535-542.
  17. Улезко А.С., Филонович А.Г. Мораторий на банкротство: ожидания должников и реальность // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2020. № 7. С. 68–79. EDN: DFSGVF.
  18. Пионткевич Н.С. Диагностика финансовой устойчивости системообразующих промышленных организаций с позиции ключевых заинтересованных сторон // Финансовая экономика. 2022. № 3. С. 246–251. EDN: ROTMLC.
  19. Солянникова С.П. Современные трансформации концепций и институциональных основ управления финансами государственного сектора // Финансы. 2022. № 9. С. 17–22. EDN: QRCZHF.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах