АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОВОВВЕДЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ
- Авторы: Коркин В.С.1, Лисин Е.М.1, Анисимова Ю.А.2
-
Учреждения:
- Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт», Москва
- Тольяттинский государственный университет, Тольятти
- Выпуск: № 4 (2016)
- Страницы: 43-48
- Раздел: Статьи
- URL: https://vektornaukieconomika.ru/jour/article/view/189
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5689-2016-4-43-48
- ID: 189
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Вопросы распространения нововведений на предприятии обусловлены особенностью экономического роста на современном этапе. Авторы обращают внимание на то, что создание и развитие инновационной среды на предприятии направлено на решение стратегических задач повышения его конкурентоспособности в рыночных условиях. Поскольку применение результатов научных исследований в хозяйственных процессах согласуется с целью получения экономического эффекта, то инновации становятся значимым элементом в деятельности предприятия.
В статье проводится анализ моделей диффузии инноваций для исследования интенсивности процесса внедрения технологий на предприятиях со сложной структурой управления. Раскрывается понятие «диффузия инноваций» как процесс, посредством которого нововведение распространяется в подразделениях предприятия с помощью сложившихся связей и отношений в общественном производстве. Особое внимание уделяется базовым принципам распространения инноваций на предприятии. Ключевым фактором становится скорость распространения нововведений в подразделениях предприятия. На основе анализа работ отечественных и зарубежных исследователей выделяются наиболее значимые принципы построения системы распространения инноваций.
Приводится анализ известных экономико-математических методов описания распространения инноваций, даются их интерпретации. На основе наиболее распространенных моделей, таких как модель диффузии Э. Роджерса, раскрывается процесс распространения инноваций на предприятии. Также представлена модель распространения новых продуктов Ф. Басса, модель диффузии Л.А. Форта и Д.В. Вудлока. В модели диффузии Э. Мэнсфилда обосновывается государственная поддержка инновационной деятельности в диффузии нововведений и инновационной активности предприятий. С помощью рассмотренных моделей выделены основные факторы, которые определяют темпы и масштабы диффузии нововведений на предприятии.
Об авторах
Владислав Сергеевич Коркин
Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт», Москва
Email: lisinym@mpei.ru
аспирант кафедры «Экономика в энергетике и промышленности»
РоссияЕвгений Михайлович Лисин
Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт», Москва
Email: lisinym@mpei.ru
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика в энергетике и промышленности»
РоссияЮлия Алексеевна Анисимова
Тольяттинский государственный университет, Тольятти
Автор, ответственный за переписку.
Email: U.Anisimova@tltsu.ru
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит»
РоссияСписок литературы
- Сунгуров А.Ю. Инновации и их диффузия: к возможности использования концепций в социальной сфере // Философские науки. 2010. № 1. С. 15–24.
- Косалс Л.Я. Социальный механизм инновационных процессов: сравнительный анализ советского и постсоветского периодов // Экономическая наука современной России. 2000. № 3-4. С. 85–96.
- Дулепин Ю.А., Казакова Н.В. Стратегии трансфера инноваций в инновационных системах // Инновационный вестник регион. 2010. № 4. С. 54–59.
- Городникова Н., Гостева С., Гохберг Л. Индикаторы инновационной деятельности. М.: ГУ ВШЭ, 2007. 488 с.
- Вертакова Ю.В., Симоненко Е.С. Управление инновациями: теория и практика. М.: Эксмо, 2008. 432 с.
- Fareena S., John U.F., Donald R.L. A meta analysis of applications of diffusion models // Journal of marketing research. 1990. Vol. 27. № 1. P. 70–77.
- Mansfield E. Technical Change and the rate of Imitation // Econimetrica. 1961. № 10. P. 741–766.
- Богомолов О.Т. Мировая экономика в век глобализации. М.: Экономика, 2007. 368 с.
- Коробейников О.П., Трифилова А.А., Коршунов И.А. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 3. С. 23–27.
- Мызрова О.А. Развитие и современное состояние теории инноваций // Инновации. 2006. №. 7. С. 79–83.
- Абрамова Е.Ю., Коркин В.С., Лисин Е.М. Организационно-экономические модели подготовки кадров для глобальной экономики // Экономика и предпринимательство. 2016. № 3-1. С. 838–846.
- Клименко А.В., Рогалев Н.Д. Университеты в современном мире: модели образования, организации научных исследований, технологических инноваций. М.: МЭИ, 2005. 44 с.
- Павлова Е.И., Лисин Е.М. Устойчивое развитие: от глобальной идеи к разработке стратегии предприятия // Стратегическое планирование развития городов и регионов. Памяти первого ректора ТГУ С.Ф. Жилкина: сборник научных трудов IV международной научно-практической конференции. Тольятти: ТГУ, 2014. С. 54–61.
- Бережная Е.В., Бережной В.И. Математические методы моделирования экономических систем. М.: Финансы и статистика, 2006. 432 с.
- Цой Е.Б., Самочернов И.В. Моделирование и управление в экономике. Новосибирск: НГТУ, 2003. 104 с.
- Серков Л.А. Синергетические и эконометрические особенности процесса диффузии инноваций // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 1. С. 51–56.
- Казанцев С.Ю. Использование диффузионной модели в прогнозировании долей рынка (на примере развития сетей сотовой связи стандартов GSM и CDMA2000) // Научные труды: институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2012. Т. 3. С. 248–260.
- Rogers E.M. New Product adoption and diffusion // Journal of consumer research. 1976. № 3. P. 290–301.
- Bass F.M. A new product growth model for consumer durables // Management Science. 1969. Vol. 15. P. 215–227.
- Fourt L.A., Woodlock J.W. Early prediction of market success for new grocery products // Journal of marketing. 1960. № 10. P. 31–48.