СФЕРА УСЛУГ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: ЭЛЕМЕНТЫ И МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье обоснована необходимость применения принципов системного подхода к сфере услуг. Показаны возможности системного подхода при исследовании социально-экономических объектов и явлений. Сфера услуг рассмотрена как экономическая система, включающая в себя целый класс отраслей экономики. Представлена модель системы управления сферой услуг, включающая четыре подсистемы: потребители услуг, инфраструктура сферы услуг, технологии оказания услуг и предприятия, прямо или косвенно связанные со сферой услуг. Рассмотрены характеристики и особенности этих подсистем. Управляющая подсистема в данной модели рассматривается как часть экономической системы, которая реализует процесс управления сферой услуг посредством самых разных рычагов и на разных уровнях. Для разных уровней управления дана классификация управляющих подсистем. Доказано, что система управления сферой услуг относится к процессному типу экономических систем. Особое внимание уделено устойчивости сферы услуг как системы. Показаны различия в реакции сферы услуг на разные воздействия внешней среды – сфера услуг более устойчива к одним воздействиям и менее – к другим. Приведен пример в отношении туристской сферы, показывающий реакцию расходов европейских туристов на последствия глобального экономического кризиса. 

Об авторах

Антон Олегович Овчаров

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород

Автор, ответственный за переписку.
Email: anton19742006@yandex.ru

доктор экономических наук, профессор кафедры «Информационные системы в финансово-кредитной сфере»

Россия

Список литературы

  1. Едронова В.Н., Овчаров А.О. Методологические подходы в научной исследовательской деятельности // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 11. С. 20-31.
  2. Едронова В.Н., Овчаров А.О. Содержание, структура и специфические особенности науки как особого вида деятельности // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 2. С. 2-14.
  3. Едронова В.Н., Овчаров А.О. Методы, методология и логика научных исследований // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 9. С. 14-23.
  4. Ерохина Е.А. Развитие национальной экономики: системно-самоорганизационный подход. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1999. 160 с.
  5. Рябцев С.В. Понятие «финансовая система» в современной теории финансов // Финансы и кредит. 2012. № 15. С. 56-62.
  6. Старцева О.А. Системный подход к трансформации региональной экономики // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 4. С. 94-97.
  7. Шутьков А.А. Системный подход к ведению агропромышленного производства // АПК: экономика, управление. 2013. №5. С. 13-21.
  8. Овчаров А.О. Методы экономической науки и проблема моделирования // Финансы и кредит. 2014. № 15. С. 46-52.
  9. Овчаров А.О. Моделирование управления рисками в туристско-рекреационных системах // Страховое дело. 2008. №6. С. 33-44.
  10. Жильцов Е.Н., Казаков В.Н. Экономика социальных отраслей сферы услуг. М.: Экономический факультет МГУ, 2007. 288 с.
  11. International Standard Industrial Classification of All Economic Activities. Revision 4. United Nations: New York, 2008. 291 р.
  12. Бекетов Н.В. Понятие конкурентоспособности и его эволюция // Экономический анализ: теория и практика. 2008. № 11. С. 13-16.
  13. Овчаров А.О. Управление рисками в сфере туристских услуг // Вестник Санкт-Петербургского университета: Серия 8: Менеджмент. 2008. № 2. С. 138-160.
  14. Овчаров А.О. Влияние экономических рисков на развитие туризма // Вестник Московского университета: Серия 6: Экономика. 2009. № 4. С. 74-89.
  15. Eugenio-Martin J.L., Campos-Soria, J.A. Economic crisis and tourism expenditure cutback decision // Annals of Tourism Research. 2014. № 44. Рр. 53-73.
  16. Wang Y., Davidson M. A review of micro-analyses of tourist expenditure // Current Issues in Tourism. 2010. № 13(6). Pp. 507-524.
  17. Chen C.M., Chang K.L. The influence of travel agents on travel expenditures // Annals of Tourism Research. 2012. № 39(2). Pp. 1258-1263.
  18. Thrane C., Farstad E. Domestic tourism expenditures: the non-linear effects of length of stay and travel party size // Tourism Management. 2011. № 32(1). Pp. 46-52.
  19. Клейнер Г.Б. Системная парадигма и системный менеджмент // Российский журнал менеджмента. 2008. Т.6. №3. С. 27-50.
  20. Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия. М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2008. 568 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах