КРИТЕРИИ И ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ ОПЕРАЦИОННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Эффективность как экономическая категория раскрывает полученный результат через затраченные на его достижение ресурсы. Анализ категории «эффективность» требует разграничения категорий результативности, экономичности и эффективности использованных ресурсов. Эффективность бюджетных расходов зависит от эффективности деятельности участников бюджетного процесса на операционном и функциональном уровне. Управление операционной эффективностью использования бюджетных средств представляет собой тактический инструмент, совершенствование которого определяют цифровые технологии и новации в государственном управлении – риск-ориентированный и проектный подходы. В статье проведены теоретические исследования категорий эффективности и операционной эффективности использования бюджетных средств. Представлен авторский подход к операционной эффективности с выделением особенностей в процессе санкционирования расходов бюджета, управления ликвидностью и контроля. Снижение операционной эффективности при использовании бюджетных средств может возникать за счет рисков как внешней среды, так и внутренней управленческой системы, в первую очередь они связаны с деятельностью казначейских и финансовых органов. Выделены критерии операционной эффективности и признаки их классификации. К критериям относятся безопасность операций (защищенность от неправомерных действий) и контроль (при этом расширению предварительного контроля отдается приоритет). Предложен алгоритм оценки операционной эффективности на основе тестового анализа и поиска ошибок, недостатков, неурегулирований процедур контроля. Алгоритм базируется на накопленных значительных объемах данных, формирующих взаимосвязи процедур, этапов и действий участников и неучастников бюджетного процесса. Повышение операционной эффективности возможно за счет дополнительных доходов при размещении временно не используемых остатков бюджетных средств на финансовом рынке; за счет снижения издержек; за счет роста производительности труда при использовании цифровых технологий.

Об авторах

С. Е. Демидова

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Автор, ответственный за переписку.
Email: demidovapsk@gmail.com

кандидат экономических наук, доцент, доцент департамента общественных финансов Финансового факультета

Россия

Список литературы

  1. Бусалова С.Г. Технологическое обеспечение контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, в контексте развития информационных систем и технологий федерального казначейства // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 9-1. С. 17-22.
  2. Суйц В.П., Вереникин А.А. Оценка дизайна и операционной эффективности контрольных процедур бизнес-процессов в компании // Аудит и финансовый анализ. 2015. № 6. С. 161-166.
  3. Горлова О.С., Кияшова Д.В. Операционная эффективность при управлении ликвидностью единого счета федерального бюджета // Самоуправление. 2021. № 3. С. 34-42.
  4. Крохина Ю.А. Эффективное расходование бюджетных средств: состояние и перспективы совершенствования правового регулирования // Экономика. Право. Общество. 2018. № 1. С. 85-91.
  5. Bassam A.A. A model for assessing the efficiency of government expenditure // Cogent Economics and Finance. 2020. Vol. 8. № 1. Article number 1823065. doi: 10.1080/23322039.2020.1823065.
  6. Allas T., Dillon R., Gupta V. A smarter approach to cost reduction in the public sector // Mckinsey@Company. URL: www.mckinsey.com/industries/public-and-social-sector/our-insights/a-smarter-approach-to-cost-reduction-in-the-public-sector.
  7. Богачева О.В., Смородинов О.В. Формирование условий для проведения обзоров расходов в России // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2019. № 1. С. 21-33.
  8. Васильева М.В. Оценка эффективности и результативности использования бюджетных средств при проведении финансового контроля // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 13. С. 24-34.
  9. Крадинов П.Г. Оценка эффективности программных расходов // Академия бюджета и казначейства Минфина России. Финансовый журнал. 2011. № 1. С. 91-102.
  10. Балынин И.В. Совершенствование механизма предоставления межбюджетных субсидий из федерального бюджета в контексте обеспечения достижения национальных целей развития Российской Федерации // Аудиторские ведомости. 2021. № 2. С. 63-65.
  11. Седова М.Л. Влияние пандемии на исполнение бюджетов публично-правовых образований // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2021. № 2. С. 50-61.
  12. Солянникова С.П. Системные риски общественных финансов: как определить и минимизировать? // Аудиторские ведомости. 2020. № 2. С. 74-81.
  13. Shaw T. Performance Budgeting Practices and Procedures // OECD Journal on Budgeting. 2016. Vol. 15. № 3. P. 65-136.
  14. Ермоленко А.В., Канкулова М.И. Контрольная деятельность финансовых органов: проблемные аспекты и возможности совершенствования // Финансы. 2018. № 1. С. 16-20.
  15. Федченко Е.А. Формирование системы показателей эффективности использования бюджетных средств // Вестник Финансового университета. 2016. Т. 20. № 2. С. 106-116.
  16. Прокофьев С.Е. Операционная эффективность Федерального казначейства и направления ее повышения // Финансы. 2019. № 5. С. 25-28.
  17. Шмиголь Н.С. Современные подходы к совершенствованию бюджетного процесса в зарубежных странах // Финансы и кредит. 2015. № 14. С. 55-68.
  18. Даниленко Н.И. Казначейские риски в современных условиях: теория, методология, практика // Финансы и кредит. 2012. № 41. С. 32-37.
  19. Мартыненко С.В. Формализация бизнес-процессов поможет повысить производительность труда // Бюджет. 2018. № 4. С. 10-13.
  20. Богославцева Л.В. Риск-ориентированное санкционирование денежных обязательств как инструмент повышения эффективности расходов бюджетов // Финансовые исследования. 2020. № 3. С 82-91.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах