№ 3 (2022)

Весь выпуск

Цифровая трансформация функций контроллинга

Боргардт Е.А.

Аннотация

Высокотурбулентное внешнее окружение организации, многоуровневая внутренняя среда обусловливают необходимость принципиально новых концептуальных подходов к управлению организацией. Современная постиндустриальная эпоха определяет в качестве нового вектора экономического развития компаний цифровую трансформацию бизнеса. В этой связи автор считает эффективной систему контроллинга, получившую мировое признание. В статье дана краткая характеристика основных тенденций мировой экономики, изменений деловой бизнес-среды и существующих в деятельности организации проблем управления. Анализ функционирования и развития общей системы менеджмента и цифровых технологий позволил выделить ряд взаимосвязанных компонентов современной управленческой парадигмы. Указаны направления теоретических исследований в области контроллинга: уточнение понятийного аппарата, формирование принципов построения системы, определение функциональных особенностей, разработка современного инструментария, расширение сфер влияния на различные аспекты деятельности организации. Приведена авторская трактовка категории «контроллинг», определены границы задач системы контроллинга, выделены ее основные функции. Представлена оценка состояния и динамики цифровых преобразований российских организаций. Описаны основные направления цифровизации системы контроллинга в компании, рассмотрено влияние использования ключевых цифровых технологий на эффективность управления. Определены наиболее перспективные технологии Индустрии 4.0, применение которых приводит к преобразованиям системы контроллинга, качественным изменениям ее функционала. Теоретическое и практическое осмысление возможностей цифровых технологий в области управления и структурирование функций контроллинга позволило сформулировать сущность трансформации каждой из них. Предлагаемое автором развитие системы контроллинга на основе цифровизации обеспечивает стабильное функционирование предприятия и системное решение проблем, возникающих в результате взаимодействия предприятия с внутренней и внешней средой.

Цифровая экономика и инновации. 2022;(3):5-14
pages 5-14 views

Использование метрик в измерениях эффективности высшего образования: целесообразность и ограничения

Власова Н.Ю., Молокова Е.Л.

Аннотация

Эффективность образования является одним из важнейших направлений исследования вследствие его существенного влияния на развитие личности и общества в целом, а также в связи со значительными ресурсами, выкладываемыми в этот сектор. Целью исследования стало теоретическое осмысление и анализ практического применения метрик для оценки эффективности высшего образования, выявление возможных рисков, связанных с данной оценкой. Актуальность исследования обусловлена теоретической потребностью в определении сущности, составляющих и параметров эффективности образования. Практическая значимость заключается в необходимости формирования методик оценки эффективности, наиболее адекватно определяющих прямые и косвенные эффекты образования для личности, региона и государства. В работе дан краткий обзор и сравнительный анализ методологических подходов к анализу эффективности высшего образования, идентифицированы критерии оценок в зависимости от контекста, объекта и полигона исследований. Выделены методы оценки эффективности, в ряду которых набирающим популярность является использование метрик, имеющее в настоящее время ряд ограничений, формирующих риск искажения поведения акторов сферы высшего образования. Проведенный анализ широкого спектра рейтингов, мониторингов и других мероприятий, использующих метрики, позволил идентифицировать их особенности, провоцирующие системные проблемы. В ряду последних наиболее вероятными и опасными являются формирование отклоняющегося поведения акторов системы высшего образования, сопряженного с пренебрежением к целям и средствам их достижения, а также вероятность попадания в институциональную ловушку метрик.

Цифровая экономика и инновации. 2022;(3):15-24
pages 15-24 views

Оценка привлекательности российских и западноевропейских зеленых облигаций

Глебова А.Г., Березин А.М.

Аннотация

Все больше компаний на западных рынках предоставляют возможность потенциальным инвесторам приобрести такой инструмент привлечения заемного финансирования, как зеленые облигации. В последние годы наблюдается значительный подъем спроса на данную разновидность ценных бумаг на западных фондовых рынках, проявляют к ним интерес и российские инвесторы, что делает актуальными вопросы оценки зеленых облигаций, а также сравнения их инвестиционной привлекательности с привлекательностью традиционных облигаций. В работе дана оценка привлекательности зеленых облигаций как российских, так и западноевропейских эмитентов, а также проведено сравнение зеленых и обычных корпоративных облигаций с позиций потенциального инвестора. Проанализированы ключевые показатели финансовой эффективности зеленых облигаций: размер купона, доходность к погашению и дюрация; оценены альтернативные издержки владения зелеными облигациями (в качестве альтернативного варианта вложения средств рассматривается банковский вклад на срок более 1 года). По результатам работы сделаны выводы о том, что в целом незеленые облигации сегодня более привлекательны для инвестора, однако зеленые облигации обладают преимуществом с точки зрения номинальной купонной доходности. Отличительным признаком зеленых облигаций является высокая дюрация: у зеленых облигаций средний срок возврата инвестиций весьма близок к сроку погашения, тогда как у обыкновенных облигаций дюрация намного меньше срока до их погашения. Таким образом, можно отметить повышенные риски невозможности осуществления выплат по зеленым облигациям. В Российской Федерации частично снять указанные риски можно государственной поддержкой зеленых проектов.

Цифровая экономика и инновации. 2022;(3):25-33
pages 25-33 views

Информационное и организационно-аналитическое обеспечение полномочий органов власти: сущность и основные проблемы

Демидова С.Е.

Аннотация

Анализ информационного и организационно-аналитического обеспечения полномочий органов государственной власти является необходимым шагом для повышения эффективности использования бюджетных средств и обеспечения качества предоставления государственных услуг. Актуальность темы обусловлена нарастанием неопределенности при принятии управленческих решений, требующих новых подходов в области информационной и аналитической деятельности, а также переходом на проектное управление. В работе дана характеристика правовых и методических основ финансирования расходов федерального бюджета на информационное и организационно-аналитическое обеспечение полномочий федеральных государственных органов. Исследованы теоретические и практические подходы к понятийному аппарату в области информационного и организационно-аналитического обеспечения, выявлены различия между обеспечением и сопровождением деятельности, конкретизированы понятия, предложены содержательные элементы каждого из них. Проанализированы расходы на информационное и организационно-аналитическое обеспечение полномочий. Выявлены системные проблемы, связанные с непрозрачностью реализации полномочий органов власти и их дублированием, со снижением конкурентных методов бюджетного финансирования вследствие приоритета субсидирования перед государственными закупками, а также с избыточными расходами на обеспечение деятельности ведомств на информационные цели, не связанные с повышением качества предоставления государственных услуг. Проведен факторный анализ расходов на информационное и организационно-аналитическое обеспечение полномочий, разработаны рекомендации по совершенствованию бюджетного финансирования. Резервы повышения эффективности расходов на информационное и организационно-аналитическое обеспечение полномочий органов власти связываются с совершенствованием законодательства в части уточнения понятийного аппарата, с разработкой методических рекомендаций и определением органа власти, ответственного за методическое обеспечение, координацию, мониторинг. Повысить уровень открытости бюджетных расходов на информационное и организационно-аналитическое обеспечение полномочий федеральных государственных органов предложено через: установление требования к системной публикации на официальных сайтах планов по информационному и организационно-аналитическому обеспечению полномочий федеральных государственных органов и отчетных данных о выполнении плана и достижении результатов; проведение мониторинга расходов.

Цифровая экономика и инновации. 2022;(3):34-46
pages 34-46 views

Анализ кредитного портфеля и кредитного риска в коммерческом банке

Рамзаева Е.П., Кравченко О.В.

Аннотация

Проведение грамотной кредитной политики, формирование сбалансированного кредитного портфеля и минимизация кредитного риска – основные задачи банковского менеджмента. Кредитные операции коммерческих банков были и остаются самыми высокодоходными, а доходность банковского сектора напрямую влияет на устойчивое развитие финансового рынка. Основной целью исследования является анализ кредитной деятельности коммерческого банка и кредитного риска на примере коммерческого банка ООО «ХКФ Банк». В статье проанализирована структура кредитного портфеля банка, уровень просроченной задолженности и реструктуризации кредитных сделок. Авторами произведен централизованный и децентрализованный (коэффициентный) анализ кредитной деятельности коммерческого банка. Результаты централизованного анализа показали полное исполнение банком нормативов, регламентирующих кредитную деятельность. Коэффициентный анализ выявил тенденцию снижения качества кредитного портфеля клиентов – физических лиц ввиду увеличения просроченной задолженности и, соответственно, роста кредитного риска. Авторы пришли к выводу, что кредитная активность коммерческого банка за анализируемый период находится на высоком уровне. Коммерческий банк обладает низкодиверсифицированным кредитным портфелем, что ставит его в зависимость от лояльности и уровня платежеспособности своих главных клиентов – физических лиц. Присвоенные международные и национальные кредитные рейтинги говорят о высокой степени кредитоспособности коммерческого банка в среднесрочной перспективе. Анализ банковских методик по работе с кредитными рисками показал, что банк придерживается стандартной политики в области управления кредитными рисками. Однако, для недопущения роста уровня рискованности кредитных операций и поддержания качества кредитного портфеля на высоком уровне, коммерческому банку следует внедрять более эффективные меры по управлению кредитным риском, такие как лимитирование, диверсификация, обеспечение.

Цифровая экономика и инновации. 2022;(3):47-53
pages 47-53 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах