№ 2 (2023)

Весь выпуск

Обеспечение достижения целей Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года на основе реализации авторских предложений

Балынин И.В.

Аннотация

Актуальность исследования определяется необходимостью долгосрочного развития пенсионной системы с учетом стратегических приоритетов развития Российской Федерации (прежде всего национальных целей, определенных Указом Президента России на период до 2030 г.). Использовались методы анализа и синтеза данных, позволяющие обосновать наличие в пенсионном обеспечении россиян проблем, связанных с достижением каждой из целей Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 г. (Стратегии-2030). Для решения существующих проблем предложен набор мероприятий, связанных с совершенствованием институциональных и параметрических изменений, в т. ч. предполагающих уточнение нормативных правовых актов, регулирующих вопросы пенсионного обеспечения россиян (прежде всего Федерального закона «О страховых пенсиях»). Сформулированные предложения (связанные с управлением как расходами, так и доходами в системе обязательного пенсионного страхования, а также в части стимулирования развития накопительных механизмов пенсионного обеспечения) будут способствовать достижению обеих целей Стратегии-2030. Переход к программно-целевому управлению расходами на пенсионное обеспечение с учетом национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации на период до 2030 г., позволит обеспечить рост их эффективности и организационно обеспечить заложенную в Стратегии-2030 долгосрочность как в период до 2030 г., так и в рамках каждого финансового года, что особенно важно в текущих социально-экономических условиях. Это позволит достичь целей Стратегии-2030 с максимально эффективным использованием финансовых ресурсов, обеспечив и рост уровня пенсионного обеспечения граждан, и достижение устойчивости системы обязательного пенсионного страхования.

Цифровая экономика и инновации. 2023;(2):5-16
pages 5-16 views

Концептуальная модель стратегического анализа ресурсного потенциала интегрированных структур бизнеса

Бердникова Л.Ф.

Аннотация

Стремительно меняющиеся условия создают потребность в разработке моделей эффективного развития интегрированных структур бизнеса. Их благополучное функционирование является результатом как оптимального текущего управления, так и рационального использования ресурсов в перспективе. Деятельность таких масштабных бизнес-единиц подвержена влиянию специфических видов рисков, факторов внешней и внутренней среды. Проведены теоретические исследования понятия интегрированной структуры бизнеса, проанализированы подходы к интерпретации ресурсного потенциала организаций различных сфер деятельности. Значительное внимание уделено обоснованию необходимости развития методического инструментария стратегического анализа ресурсного потенциала интегрированных структур бизнеса. Определена взаимосвязь ресурсного потенциала и стратегии развития интегрированных структур бизнеса. Данная взаимосвязь основывается на получении синергетического эффекта от использования совокупных элементов ресурсного потенциала интегрированной структуры бизнеса для устойчивого функционирования в долгосрочной перспективе и достижения стратегических целей. В результате исследования сформировано определение ресурсного потенциала интегрированной структуры бизнеса через призму синергетического эффекта от использования уникальных корпоративных ресурсов, возможностей и резервов. Выделены экзогенные и эндогенные факторы, влияющие на ресурсный потенциал интегрированных структур бизнеса и их стратегическое развитие. Экзогенные факторы связаны с изменением спроса, инфляцией, безработицей, изменениями в финансово-кредитной политике, программами государственной поддержки. Эндогенные факторы формируются внутри интегрированной структуры бизнеса и отражают ее корпоративную стратегию, организационную структуру, отраслевую принадлежность, инвестиционную привлекательность. Предложена концептуальная модель стратегического анализа ресурсного потенциала интегрированных структур бизнеса, учитывающая запросы различных стейкхолдеров и способствующая достижению стратегического развития. 

Цифровая экономика и инновации. 2023;(2):17-23
pages 17-23 views

Умная бюджетная консолидация

Демидова С.Е.

Аннотация

Бюджетная консолидация направлена на исправление бюджетных диспропорций и сокращение государственного долга. Существуют подходы к определению бюджетной консолидации через сокращение первичного бюджетного дефицита и через улучшение отношения скорректированного первичного баланса к потенциальному валовому внутреннему продукту. Как правило, нацеленность мер бюджетной консолидации связывается с жесткой экономией бюджетных расходов или стимулированием роста доходов. Исследования Международного валютного фонда и программ бюджетной консолидации отдельных стран ОЭСР позволили выявить инструменты и мероприятия, которые могут быть отнесены к жесткой, агрессивной, мягкой и умной бюджетной консолидации. В статье представлен обзор инструментов бюджетной консолидации и их влияние на макроэкономические показатели. Эмпирический анализ дополняет проведенные исследования в отношении устойчивости государственного долга для отечественной экономики и экономики зарубежных стран. Проанализирована динамика параметров государственного долга по отдельным странам, а также по группам стран в зависимости от уровня экономического развития, сделан вывод о необходимости реализации мер бюджетной консолидации в посткризисный период. Типологизированы подходы к бюджетной консолидации. Ключевыми смарт-инструментами умной бюджетной консолидации являются технологии управления ликвидностью бюджетных счетов, технологии налогового администрирования, электронные государственные закупки, механизм «социального казначейства», объединение субсидий в пул. К институциональным смарт-инструментам относятся быстрые обзоры бюджетных расходов, оптимизация налоговых расходов, повышение роли бюджетных советов. Инструменты умной бюджетной консолидации не зависят от периодов кризиса и подъема, а нацелены на перманентное повышение эффективности как расходов, так и доходов бюджетов бюджетной системы. Отрицательные эффекты бюджетной консолидации, в том числе запаздывание, могут быть сглажены использованием гибких инструментов. Преимущества умной бюджетной консолидации доказаны через социально-экономические эффекты, которые обеспечивают расходы на образование и здравоохранение. Корреляционно-регрессионный анализ показал прямую сильную взаимосвязь данных расходов с индексом доходов населения. Повысить уровень эффективности бюджетных расходов и доходы бюджета предлагается через использование динамичного набора инструментов бюджетной консолидации, связанных с использованием управленческих и цифровых технологий. 

Цифровая экономика и инновации. 2023;(2):24-33
pages 24-33 views

Развитие организационной инфраструктуры инновационной экосистемы взаимодействия университетов, бизнеса и власти на основе цифровых платформенных решений

Искосков М.О., Митрофанова Я.С.

Аннотация

В условиях растущей неопределенности экономических и политических условий, стремительного развития технологий повышается необходимость развития инструментов поддержки и повышения эффективного взаимодействия университетов, бизнеса и власти в целях быстрого вывода инновационных продуктов в экосистему регионов. В рамках настоящего исследования обоснована необходимость совершенствования организационной инфраструктуры различных форм интеграции субъектов инновационной экосистемы региона на базе университетов с помощью цифровых платформ. Усовершенствованная инфраструктура должна обеспечивать реализацию всех этапов жизненного цикла инновационных проектов. Цифровые платформы инноваций предложено использовать в качестве основного структурного элемента инфраструктуры интеграционного объединения компетенций и ресурсов. Архитектуру и цифровые сервисы платформы предлагается строить и развивать на базе сквозных информационных технологий, таких как искусственный интеллект, большие данные и др. Разработана концептуальная модель поддержки процедуры формирования траектории реализации инновационных проектов с использованием сервисов и инструментов цифровой платформы инноваций. В основе модели лежат процессы оценки, выбора субъектов интеграции, владеющих необходимыми ресурсами и компетенциями для получения продукта в соответствии с техническим заданием, и реализации всех задач всех фаз жизненного цикла инновационных проектов, в том числе комплексных проектов. Использование предложенных концептуальных решений позволит улучшить организационную инфраструктуру инновационной экосистемы, что создаст возможность увеличить скорость вывода инновационных продуктов в условиях установленных ограничений.

Цифровая экономика и инновации. 2023;(2):34-41
pages 34-41 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах