№ 2 (2023)
- Год: 2023
- Дата публикации: 30.06.2023
- Статей: 4
- URL: https://vektornaukieconomika.ru/jour/issue/view/56
Весь выпуск
Обеспечение достижения целей Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года на основе реализации авторских предложений
Аннотация
Актуальность исследования определяется необходимостью долгосрочного развития пенсионной системы с учетом стратегических приоритетов развития Российской Федерации (прежде всего национальных целей, определенных Указом Президента России на период до 2030 г.). Использовались методы анализа и синтеза данных, позволяющие обосновать наличие в пенсионном обеспечении россиян проблем, связанных с достижением каждой из целей Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 г. (Стратегии-2030). Для решения существующих проблем предложен набор мероприятий, связанных с совершенствованием институциональных и параметрических изменений, в т. ч. предполагающих уточнение нормативных правовых актов, регулирующих вопросы пенсионного обеспечения россиян (прежде всего Федерального закона «О страховых пенсиях»). Сформулированные предложения (связанные с управлением как расходами, так и доходами в системе обязательного пенсионного страхования, а также в части стимулирования развития накопительных механизмов пенсионного обеспечения) будут способствовать достижению обеих целей Стратегии-2030. Переход к программно-целевому управлению расходами на пенсионное обеспечение с учетом национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации на период до 2030 г., позволит обеспечить рост их эффективности и организационно обеспечить заложенную в Стратегии-2030 долгосрочность как в период до 2030 г., так и в рамках каждого финансового года, что особенно важно в текущих социально-экономических условиях. Это позволит достичь целей Стратегии-2030 с максимально эффективным использованием финансовых ресурсов, обеспечив и рост уровня пенсионного обеспечения граждан, и достижение устойчивости системы обязательного пенсионного страхования.
Концептуальная модель стратегического анализа ресурсного потенциала интегрированных структур бизнеса
Аннотация
Стремительно меняющиеся условия создают потребность в разработке моделей эффективного развития интегрированных структур бизнеса. Их благополучное функционирование является результатом как оптимального текущего управления, так и рационального использования ресурсов в перспективе. Деятельность таких масштабных бизнес-единиц подвержена влиянию специфических видов рисков, факторов внешней и внутренней среды. Проведены теоретические исследования понятия интегрированной структуры бизнеса, проанализированы подходы к интерпретации ресурсного потенциала организаций различных сфер деятельности. Значительное внимание уделено обоснованию необходимости развития методического инструментария стратегического анализа ресурсного потенциала интегрированных структур бизнеса. Определена взаимосвязь ресурсного потенциала и стратегии развития интегрированных структур бизнеса. Данная взаимосвязь основывается на получении синергетического эффекта от использования совокупных элементов ресурсного потенциала интегрированной структуры бизнеса для устойчивого функционирования в долгосрочной перспективе и достижения стратегических целей. В результате исследования сформировано определение ресурсного потенциала интегрированной структуры бизнеса через призму синергетического эффекта от использования уникальных корпоративных ресурсов, возможностей и резервов. Выделены экзогенные и эндогенные факторы, влияющие на ресурсный потенциал интегрированных структур бизнеса и их стратегическое развитие. Экзогенные факторы связаны с изменением спроса, инфляцией, безработицей, изменениями в финансово-кредитной политике, программами государственной поддержки. Эндогенные факторы формируются внутри интегрированной структуры бизнеса и отражают ее корпоративную стратегию, организационную структуру, отраслевую принадлежность, инвестиционную привлекательность. Предложена концептуальная модель стратегического анализа ресурсного потенциала интегрированных структур бизнеса, учитывающая запросы различных стейкхолдеров и способствующая достижению стратегического развития.
Умная бюджетная консолидация
Аннотация
Бюджетная консолидация направлена на исправление бюджетных диспропорций и сокращение государственного долга. Существуют подходы к определению бюджетной консолидации через сокращение первичного бюджетного дефицита и через улучшение отношения скорректированного первичного баланса к потенциальному валовому внутреннему продукту. Как правило, нацеленность мер бюджетной консолидации связывается с жесткой экономией бюджетных расходов или стимулированием роста доходов. Исследования Международного валютного фонда и программ бюджетной консолидации отдельных стран ОЭСР позволили выявить инструменты и мероприятия, которые могут быть отнесены к жесткой, агрессивной, мягкой и умной бюджетной консолидации. В статье представлен обзор инструментов бюджетной консолидации и их влияние на макроэкономические показатели. Эмпирический анализ дополняет проведенные исследования в отношении устойчивости государственного долга для отечественной экономики и экономики зарубежных стран. Проанализирована динамика параметров государственного долга по отдельным странам, а также по группам стран в зависимости от уровня экономического развития, сделан вывод о необходимости реализации мер бюджетной консолидации в посткризисный период. Типологизированы подходы к бюджетной консолидации. Ключевыми смарт-инструментами умной бюджетной консолидации являются технологии управления ликвидностью бюджетных счетов, технологии налогового администрирования, электронные государственные закупки, механизм «социального казначейства», объединение субсидий в пул. К институциональным смарт-инструментам относятся быстрые обзоры бюджетных расходов, оптимизация налоговых расходов, повышение роли бюджетных советов. Инструменты умной бюджетной консолидации не зависят от периодов кризиса и подъема, а нацелены на перманентное повышение эффективности как расходов, так и доходов бюджетов бюджетной системы. Отрицательные эффекты бюджетной консолидации, в том числе запаздывание, могут быть сглажены использованием гибких инструментов. Преимущества умной бюджетной консолидации доказаны через социально-экономические эффекты, которые обеспечивают расходы на образование и здравоохранение. Корреляционно-регрессионный анализ показал прямую сильную взаимосвязь данных расходов с индексом доходов населения. Повысить уровень эффективности бюджетных расходов и доходы бюджета предлагается через использование динамичного набора инструментов бюджетной консолидации, связанных с использованием управленческих и цифровых технологий.
Развитие организационной инфраструктуры инновационной экосистемы взаимодействия университетов, бизнеса и власти на основе цифровых платформенных решений
Аннотация
В условиях растущей неопределенности экономических и политических условий, стремительного развития технологий повышается необходимость развития инструментов поддержки и повышения эффективного взаимодействия университетов, бизнеса и власти в целях быстрого вывода инновационных продуктов в экосистему регионов. В рамках настоящего исследования обоснована необходимость совершенствования организационной инфраструктуры различных форм интеграции субъектов инновационной экосистемы региона на базе университетов с помощью цифровых платформ. Усовершенствованная инфраструктура должна обеспечивать реализацию всех этапов жизненного цикла инновационных проектов. Цифровые платформы инноваций предложено использовать в качестве основного структурного элемента инфраструктуры интеграционного объединения компетенций и ресурсов. Архитектуру и цифровые сервисы платформы предлагается строить и развивать на базе сквозных информационных технологий, таких как искусственный интеллект, большие данные и др. Разработана концептуальная модель поддержки процедуры формирования траектории реализации инновационных проектов с использованием сервисов и инструментов цифровой платформы инноваций. В основе модели лежат процессы оценки, выбора субъектов интеграции, владеющих необходимыми ресурсами и компетенциями для получения продукта в соответствии с техническим заданием, и реализации всех задач всех фаз жизненного цикла инновационных проектов, в том числе комплексных проектов. Использование предложенных концептуальных решений позволит улучшить организационную инфраструктуру инновационной экосистемы, что создаст возможность увеличить скорость вывода инновационных продуктов в условиях установленных ограничений.