РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье государство представлено как гарант получения социальных благ всеми представителями общества в сфере образования. Внимание уделяется особенностям реализации социальной политики через формирование и развитие правовых, экономических и организационных условий в сфере инклюзивного образования. Рассмотрено формирование социальных задач в условиях инклюзии на региональном уровне. На сегодняшний день вопросы государственной поддержки инклюзивного образования являются особенно актуальными, так как государство должно обеспечивать равные стартовые условия для реализации необходимого уровня качества образования во всех регионах РФ. Цели и задачи исследования заключаются в изучении особенностей реализации социальных функций государства при осуществлении инклюзивного образования детей в условиях современной России, а также в определении существующей проблематики в процессе осуществления данных функций на федеральном и региональном уровнях. При помощи контент-анализа нормативной базы и опыта регионов были выделены приоритетные направления социальной политики в области инклюзивного образования, реализуемые в текущий период времени. Путем сравнительного анализа различных мер по реализации требований законодательства определены основные проблемы, которые становятся барьерами на пути решения социальных задач государства. Сделан вывод о том, что к данному моменту в результате реализации комплекса государственных задач на федеральном и региональном уровнях в нашей стране созданы базовые условия для обеспечения инклюзивного образования. Одновременно намечены проблемы, от успешности и своевременности решения которых зависит полнота реализации социальных функций государства и, как следствие, повышение уровня качества и доступности инклюзивного образования для всех граждан РФ.

Об авторах

Юлия Витальевна Суева

Институт управления образованием Российской академии образования, Москва

Автор, ответственный за переписку.
Email: Sueva_y@mail.ru

научный сотрудник лаборатории управления образовательными системами

Россия

Список литературы

  1. Колбунова М.В., Лопаткин В.М. Эффективное управление образованием: курс на модернизацию – курс на инновации! // Педагогическое образование в России. 2014. № 12. С. 46–49.
  2. Инклюзивные школы России – 2015 // Где учиться.РФ. URL: gde-uchitsa.ru/news/561-inklyuzivnye-shkoly-rossii-2015.
  3. РФ. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ.
  4. Ивойлова И. Как изменится обучение в российских школах в 2016 году // Российская газета. URL: rg.ru/2016/01/10/shkoly-site.html.
  5. РФ. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544 н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог" (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
  6. Профессия тьютор. Информационно-методический бюллетень // Инсти-тут проблем инклюзивного образования МГППУ. URL: inclusive-edu.ru/content/File/knigi/byulleten_23_08_12.pdf.
  7. Шевырева Е.Г., Корниенко Т.В., Макарова В.А. Инклюзивное образование – образование, доступное каждому // Социально-педагогическое сопровождение инклюзивного образования: сборник статей по результатам Международной научно-практической конференции. Орехово-Зуево: ГГТУ, 2015. С. 33–36.
  8. Байкина З.Я., Испулова С.Н. Инклюзивное образование как механизм реализации права на образование детей с ОВЗ // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: материалы V международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию социальной работы в России. Улан-Удэ: ВСГУТиУ, 2016. С. 43–44.
  9. Бокова Э.П. Инклюзивное обучение в современном образовании // Коммуникативные и образовательные возможности современных технологий: сборник материалов и докладов V всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург: Инфометод, 2016. С. 6–11.
  10. Колтунова О.К. Инклюзивное образование как реализация права на доступное образование (на примере Кемеровской области) // Реализация конвенции ООН о правах инвалидов: опыт, проблемы, пути их решения: сборник научных статей, материалов докладов и выступлений международной научно-практической конференции. Кемерово: КГУ, 2017. С. 107–110.
  11. Кулагина Е.В. Образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: социально-экономический аспект. М.: ЛексПраксис, 2014. 106 с.
  12. Региональные аспекты развития инклюзивного образования в деятельности организаций – участников Национальной коалиции «Образование – право для всех»: ежегодный отчет 2011–2012 гг. М.: Перспектива, 2013. 235 с.
  13. Ищенко-Падукова О.А., Гелас М.В. Инклюзивное образование в системе государственной социально-экономической политики. Ростов-на-Дону: ИП Беспамятнов С.В., 2016. 231 с.
  14. Панченко О.Л., Парубина В.Д. Социальное партнерство в инклюзивном образовательном поле как механизм непрямого государственного управления // Вестник государственного и муниципального управления. 2015. Т. 4. № 3. С. 14–18.
  15. Бабанова Е.М. Влияние социальных барьеров на процесс непрерывного инклюзивного образования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 8-9. С. 30–33.
  16. Никитина Н.И., Гребенникова В.М. Непрерывное инклюзивное образование: контекст системного развития // Научные исследования: от теории к практике. 2015. № 3. С. 113–116.
  17. Гребенникова В.М., Никитина Н.И. Инклюзивное образование обучающихся с ОВЗ: профориентационный аспект // Science XXI century Proceedings of materials the international scientific conference. Киров: Международный центр научно-исследовательских проектов, 2015. С. 56–63.
  18. Шумских М.А. Особенности организации инклюзивного образования в ССУЗе // Psyjournals.ru. URL: psyjournals.ru/files/44221/Inclusive_edu_Shumskih.pdf.
  19. Цветкова Ю.В., Фадеева О.В. Инклюзивное образование в ВУЗЕ. Проблемы и перспективы // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаем будущее: сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза: Наука и просвещение, 2016. С. 117–121.
  20. Курдова М.А. Инклюзивное образование в ВУЗах России: вызовы современности // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2016. № 8-3. С. 111–116.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах