Цифровые платформы: анализ контроля активов, характера трансакций и создания ценности


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Быстрое масштабирование деятельности и рост капитализации цифровых платформ, их стремительное проникновение на новые рынки определяет необходимость их изучения как основы цифровой экономики. Однако, несмотря на растущее число публикаций, посвященных цифровым платформам, на данный момент не выработан общий подход к пониманию законов и моделей их деятельности. В статье рассматривается специфика цифровых платформ, акцент сделан на общеэкономическом уровне анализа. В качестве основных характеристик для данного уровня анализа определены: процесс создания ценности, характер и объекты трансакций, структура и содержание активов, контроль ресурсов и прав собственности. Они рассматриваются как не имеющие внутреннюю иерархию, но взаимосвязанные и взаимодополняющие. Анализ характеристик предваряется общими положениями, объясняющими особенности сравнения, терминологии, классификации и проблематики, связанной с теоретическими и прикладными вопросами изучения цифровых платформ. Методологическая основа статьи – кабинетное исследование и анализ статей зарубежных авторов посвященных выявлению специфических характеристик цифровых платформ на разных уровнях анализа, а также мониторинг публикаций о деятельности цифровых платформ, их влиянии на современную экономику и конкуренции с компаниями традиционной экономики. В результате исследования раскрыто содержание каждой из предложенных характеристик с определением эффектов, достигаемых как следствие особенностей организации цифровых платформ и экосистем. Представлены вопросы будущих исследований и ряд выводов, сделанных на основе объединения рассматриваемых характеристик. Основной вывод: специфика цифровых платформ заключается в создании ценности для всех участников через разнонаправленные потоки трансакций с минимальным централизованным контролем активов, но использованием активов участников.

Об авторах

Руслан Геннадьевич Пожидаев

Воронежский государственный университет, Воронеж

Автор, ответственный за переписку.
Email: ruslan_pozhidaev@mail.ru

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики труда и основ управления

Россия

Список литературы

  1. Andreassen T.W., Lervik-Olsen L., Snyder H., Van Riel A.C.R., Sweeney J.C., Van Vaerenbergh Y. Business model innovation and value-creation: the triadic way // Journal of Service Management. 2018. Vol. 29. № 5. P. 883–906. doi: 10.1108/josm-05-2018-0125.
  2. Wirtz J., So K.K.F., Mody M.A., Liu S.Q., Chun H.E.H. Platforms in the peer-to-peer sharing economy // Journal of Service Management. 2019. Vol. 30. № 4. P. 452–483. doi: 10.1108/josm-11-2018-0369.
  3. Muzellec L., Ronteau S., Lambkin M. Two-sided internet platforms: a business model lifecycle perspective // Industrial Marketing Management. 2015. Vol. 45. № 1. P. 139–150. doi: 10.1016/j.indmarman.2015.02.012.
  4. Chen Y.-J., Dai T., Gizem Korpeoglu C., Korpeoglu E., Sahin O., Tang C.S., Xiao S. Innovative online platforms: research opportunities // Manufacturing and Service Operations Management. 2020. Vol. 22. № 3. P. 430–445. doi: 10.1287/msom.2018.0757.
  5. Jacobides M.G., Cennamo C., Gawer A. Towards a Theory of Ecosystems // Strategic Management Journal. 2018. Vol. 39. № 8. P. 2255–2276. doi: 10.1002/smj.2904.
  6. Kenney M., Rouvinen P., Seppälä T., Zysman J. Platforms and industrial change // Industry and Innovation. 2019. Vol. 26. № 8. P. 871–879. doi: 10.1080/13662716.2019.1602514.
  7. Gawer A., Cusumano M.A. Industry platforms and ecosystem innovation // Journal of Product Innovation Management. 2014. Vol. 31. № 3. P. 417–433. doi: 10.1111/jpim.12105.
  8. Van Alstyne M.W., Parker G.G., Choudary S.P. Pipelines, platforms, and the new rules of strategy // Harvard Business Review. 2016. Vol. 94. № 4. P. 54–62.
  9. Hagiu A., Wright J. Marketplace or Reseller // Management Science. 2015. Vol. 61. № 1. P. 184–203. doi: 10.1287/mnsc.2014.2042.
  10. Alt R., Zimmermann H.-D. Electronic markets on platform competition // Electronic Markets. 2019. Vol. 29. № 2. P. 143–149. doi: 10.1007/s12525-019-00353-y.
  11. Brandenburger A.M., Nalebuff B.J. Co-opetition. New York: Doubleday, 1997. 304 p.
  12. Boudreau K.J. Open Platform Strategies and Innovation: Granting Access vs. Devolving Control // Management Science. 2010. Vol. 56. № 10. P. 1849–1872. doi: 10.1287/mnsc.1100.1215.
  13. Mody M., Wirtz J., Fung So K.K., Chun H.H.E., Liu S.Q. Two-directional convergence of platform and pipeline business models // Journal of Service Management. 2020. Vol. 31. № 4. P. 693–721. doi: 10.1108/josm-11-2019-0351.
  14. Cusumano M.A., Gawer A., Yoffie D.B. The business of platforms. In Strategy in the age of digital competition, innovation, and power. New York: HarperCollins, 2019. 320 p.
  15. Daiberl C., Oks S., Roth A., Möslein K.M., Alter S. Design principles for establishing a multi-sided open innovation platform: Lessons learned from an action research study in the medical technology industry // Electronic Markets. 2019. Vol. 29. № 4. P. 711–728. doi: 10.1007/s12525-018-0325-2.
  16. Evans D.S., Schmalensee R. The Matchmakers: The new Economics of Multisided Platforms. Boston: Harvard Business Review Press, 2016. 272 p.
  17. Dolnicar S. Unique features of peer-to-peer accommodation networks // Peer-to-Peer Accommodation Networks: Pushing the Boundaries. Oxford: Goodfellow Publishers, 2018. P. 1–14. doi: 10.23912/9781911396512-3599.
  18. Thies F., Wessel M., Benlian A. Effects of Social Interaction Dynamics on Platforms // Journal of Management Information Systems. 2016. Vol. 33. № 3. P. 843–873. doi: 10.1080/07421222.2016.1243967.
  19. Barroso-Castro C., Villegas-Periñan M. dei M., Casillas-Bueno J.C. How boards’ internal and external social capital interact to affect firm performance // Strategic Organization. 2016. Vol. 14. № 1. P. 6–31. doi: 10.1177/1476127015604799.
  20. Kumar V., Lahiria A., Dogana O.B. A strategic framework for a profitable business model in the sharing economy // Industrial Marketing Management. 2018. Vol. 69. P. 147–160. doi: 10.1016/j.indmarman.2017.08.021.
  21. Parker G.G., Van Alstyne M.W., Jiang X. Platform Ecosystems: How Developers Invert the Firm // MIS Quarterly: Management Information Systems. 2017. Vol. 41. № 1. P. 255–266. doi: 10.25300/misq/2017/41.1.13.
  22. Altman E.J., Tushman M.L. Platforms, Open/User Innovation, and Ecosystems: A Strategic Leadership Perspective // Advances in Strategic Management. 2017. Vol. 37. P. 177–207. doi: 10.1108/s0742-332220170000037007.
  23. Caldieraro F., Zhang J.Z., Cunha M., Shulman J.D. Strategic information transmission in peer-to-peer lending markets // Journal of Marketing. 2018. Vol. 82. № 2. P. 42–63. doi: 10.1509/jm.16.0113.
  24. Aulkemeier F., Iacob M.-E., van Hillegersberg J. Platform-based collaboration in digital ecosystems // Electronic Markets. 2019. Vol. 29. № 4. P. 597–608. doi: 10.1007/s12525-019-00341-2.
  25. Benlian A., Hilkert D., Hess T. How Open Is This Platform? The Meaning and Measurement of Platform Openness from the Complementors’ Perspective // Journal of Information Technology. 2015. Vol. 30. № 3. P. 209–228. doi: 10.1057/jit.2015.6.
  26. Malhotra A., Van Alstyne M. The Dark Side of the Sharing Economy ... And How to Lighten It // Communications of the ACM. 2014. Vol. 57. № 11. P. 24–27. doi: 10.1145/2668893.
  27. Perren R., Kozinets R.V. Lateral exchange markets: how social platforms operate in a networked economy // Journal of Marketing. 2018. Vol. 82. № 1. P. 20–36. doi: 10.1509/jm.14.0250.
  28. Kornberger M. The Visible Hand and the Crowd: Analyzing Organization Design in Distributed Innovation Systems // Strategic Organization. 2017. Vol. 15. № 2. P. 174–193. doi: 10.1177/1476127016648499.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах