№ 2 (2019)
- Год: 2019
- Дата публикации: 28.06.2019
- Статей: 8
- URL: https://vektornaukieconomika.ru/jour/issue/view/3
-
Описание:
Опубликован 28.06.2019
Весь выпуск
ФАКТОРЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТНОГО ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ
Аннотация
На сегодняшний день, по данным ЮНВТО, международный рынок туризма является одним из наиболее крупных и динамично развивающихся мировых рынков услуг. Россия - активный участник международного рынка туризма. Однако, обладая значительным экспортным потенциалом в сфере туризма, на мировой арене она является преимущественно импортером туристских услуг, тем самым теряя экономические выгоды от участия в международном туристском обмене. Исследование направлено на определение возможных путей развития экспортного потенциала в России в сфере туризма. В работе осуществлен комплексный анализ факторов развития международного туризма и их классификация с учетом зарубежного и российского опыта исследований, выделены факторы, влияющие на экспортный туристский потенциал дестинации. Предложена многофакторная экономико-математическая модель, характеризующая силу влияния наиболее значимых факторов на уровень развития экспортного туристского потенциала России. Был осуществлен анализ результатов моделирования, выявлена сила влияния каждого включенного в модель фактора на исследуемый показатель, сделаны выводы о значимости экономических, инфраструктурных, технологических, природно-рекреационных и культурно-исторических факторов на примере конкретных показателей, обосновано и объяснено влияние каждого из них. В заключение были предложены меры, направленные на увеличение экспортного туристского потенциала России посредством снижения стоимости билетов российских авиакомпаний, развития развлекательной, гостиничной инфраструктуры, улучшения условий ведения бизнеса в стране.
Цифровая экономика и инновации. 2019;(2):5-12
5-12
АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ НА ЮВЕЛИРНОМ РЫНКЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОИЗВОДСТВА ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ НА ЗАКАЗ КАК НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЮВЕЛИРНОЙ ОТРАСЛИ
Аннотация
Статья посвящена анализу основных тенденций на рынке ювелирных изделий РФ, изучению динамики спроса, сегментации рынка и потребительских предпочтений. Актуальность исследования заключается в важности выявлении потребительских предпочтений, которая обусловлена необходимостью российского ювелирного рынка в условиях кризиса искать пути повышения потребительского спроса на ювелирные изделия. Новизна работы состоит в привлечении внимания к роли дизайна в формировании этих предпочтений. Рассмотрена роль дизайна в формировании привлекательного образа ювелирных изделий и его влияние на спрос, проанализирована перспективность производства ювелирных изделий по индивидуальным заказам. Цель исследования - поиск путей развития отечественной ювелирной отрасли и повышения спроса на ювелирные изделия с учетом сложившихся тенденций на ювелирном рынке. В результате анализа исследований, представленных в открытых источниках, выявлены основные проблемы ювелирной отрасли с точки зрения удовлетворения потребительского спроса. Не только падение покупательской способности населения, но и снижение интереса к ювелирной продукции как таковой негативно отражается на ювелирном рынке России. Снижение спроса усугубляется неспособностью отечественной ювелирной промышленности обеспечить рынок конкурентоспособной продукцией, отвечающей эстетическим запросам потенциальных покупателей. Результаты исследования показывают, что дизайн становится все более заметным фактором при выборе ювелирных изделий во всех ценовых сегментах, а производство ювелирных изделий по индивидуальным заказам все более востребовано по целому ряду причин, в том числе из-за запроса на актуальный дизайн и индивидуализацию изделий.
Цифровая экономика и инновации. 2019;(2):13-18
13-18
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОМЫШЛЕННОГО ХРАНЕНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ В КАЧЕСТВЕ ИНСТРУМЕНТОВ ЦЕНОЗАВИСИМОГО ЭЛЕКТРОПОТРЕБЛЕНИЯ В РОССИИ
Аннотация
Одним из современных направлений энергосбережения и повышения энергетической эффективности, реализуемых в большинстве стран мира, является развитие концепции управления спросом на электропотребление, которое на уровне конечных потребителей электроэнергии реализуется посредством механизмов ценозависимого электропотребления. Целью работы является исследование возможностей применения систем промышленного хранения электроэнергии в качестве инструмента ценозависимого электропотребления в условиях закупки электроэнергии в рамках механизмов оптового и розничного рынков электроэнергии России. В статье проводится анализ особенностей формирования конфигураций графиков спроса на электропотребление промышленными предприятиями с выводами о технологической сложности выполнения ценозависимого управления электропотреблением посредством изменения конфигурации работы электропотребляющего оборудования. На основе анализа возможностей применения систем промышленного хранения электроэнергии сделаны выводы о применении систем в процессе ценозависимого управления электропотреблением без существенного изменения технологии внутренних процессов работы предприятия. На примере использования системы промышленного хранения электроэнергии в статье выполнен расчет экономической эффективности применения технологии по всем ключевым компонентам стоимости электроэнергии. Согласно результатам расчета, затраты на закупку электроэнергии для промышленного предприятия, по сравнению с уровнем базового варианта затрат, снизились на 43,2 %, что свидетельствует об эффективности применения систем промышленных накопителей в качестве инструментов ценозависимого электропотребления. Расчет параметров инвестиционных затрат, требуемых для закупки и установки системы промышленного хранения электроэнергии, показал, что простой срок окупаемости вложений составляет 1,93 года, что свидетельствует о целесообразности привлечения инвестиций для применения системы промышленного хранения электроэнергии в рамках повседневной операционной деятельности промышленных предприятий и крупных потребителей энергоресурсов России.
Цифровая экономика и инновации. 2019;(2):19-29
19-29
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРОИЗВОДСТВА НА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ ПРЕДПРИЯТИИ
Аннотация
В настоящее время исследованиям эффективности машиностроительного предприятия отводится очень важная роль. Снижение себестоимости и повышение конкурентоспособности продукции может быть достигнуто за счет сокращения цикла конструкторско-технологической подготовки производства (КТПП). Эффективность предприятия зависит от уровня подготовки каждого этапа производства. Эффективность отдельных этапов производства зачастую не оценивается, что, по мнению авторов статьи, является упущением. Для устранения этого недостатка была разработана методика оценки эффективности КТПП, которая позволяет провести исследование ее отдельных этапов и выявить параметры, нуждающиеся в доработке. Методика содержит экспертную оценку исследуемого объекта по разработанным критериям, объединение полученных параметров в единый показатель и построение радара. Анализ полученных результатов позволяет определить направления повышения эффективности КТПП и разработать мероприятия для устранения выявленных проблем. Представленная в статье методика была реализована для оценки эффективности КТПП производственного участка механического цеха машиностроительного предприятия. В результате исследований было выявлено, что в первую очередь на рассматриваемом участке необходимо ускорить документооборот между инженерными службами, участвующими в КТПП, и повысить производительность труда инженеров. Для устранения данных проблем было предложено комплексное решение, которое позволит внедрить электронный документооборот и повысить степень автоматизации работ инженерных служб. Внедрение PDM-системы в первую очередь упрощает передачу данных между отделами предприятия и доступ к информации, необходимой для работы в разных программных системах. Кроме этого, использование PDM-систем улучшает взаимодействие подразделений, уменьшает бумажный документооборот, повышает эффективность управления.
Цифровая экономика и инновации. 2019;(2):30-35
30-35
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВОМ В СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ДОРОЖНОЙ КАРТЕ
Аннотация
В статье рассматриваются основные направления Стратегической дорожной карты, принятой в 2016 году, которая предусматривает развитие малого и среднего бизнеса в Азербайджане. В частности, отмечаются меры, предпринятые государством для поддержки малого и среднего предпринимательства. Следует отметить, что «Стратегическая дорожная карта по производству товаров народного потребления на уровне малого и среднего предпринимательства в Азербайджанской Республике» определила конкретные задачи, выявила различные экономические проблемы и указала пути их решения. Основной целью статьи является внесение предложения относительно достижения ряда целей, определенных Стратегической дорожной картой. Сгруппированы имеющиеся в системе малого и среднего предпринимательства проблемы, основными из которых являются малая доля малого и среднего предпринимательства в ВВП, слабый доступ к финансовой поддержке, слабая интеграция деятельности, низкая конкурентоспособность и т. д. Основные рекомендации по решению этих проблем включают в себя усовершенствование правовых нормативных актов, усиление организационной и экономической поддержки, углубление специализации, улучшение качества, а также создание более проработанных бизнес-планов. В статье подчеркивается, что методика расчета увеличения эффективности определенных показателей малого и среднего предпринимательства была выдвинута на перспективу. Следует иметь в виду, что малый и средний бизнес на финансовом рынке Азербайджана был представлен слабо. В связи с этим в статье проанализирован процесс формирования финансовых ресурсов как одна из основных проблем, а также оценена возможность доступа малого и среднего предпринимательства к финансовым рынкам. Целевые индикаторы для развития малого и среднего предпринимательства на краткосрочный период указывают на то, что их достижение к 2020 году будет зависеть от эффективности ряда показателей. Предложения, изложенные в статье, непосредственно направлены на дальнейшее, более динамичное развитие малого и среднего бизнеса в стране.
Цифровая экономика и инновации. 2019;(2):36-42
36-42
АУДИТ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ КАК ИНСТРУМЕНТ СТАБИЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ
Аннотация
Аудит учетной политики в процессе оказания различных аудиторских и консалтинговых услуг необходим для понимания ее соответствия потребностям внутренних пользователей учетной информации. Актуальность проведенного исследования обоснована значимостью учетной политики для всей системы управления экономическим субъектом в условиях финансового кризиса. Содержание понятия учетной политики, которая рассматривается научным сообществом и как локальный нормативный акт, на основании которого строится вся система бухгалтерского учета, и как набор процедур, правил, способов, используемых при его организации, обширное, поэтому невозможно сформировать статичную методику аудита учетной политики. Эффективная организация аудиторской проверки невозможна без понимания сути, основ изучаемого объекта. В связи с этим авторы рассмотрели понятие «учетная политика» в широком и узком смысле и дополнили исследования методических основ аудиторской проверки, выделив ее ключевые этапы. Цель исследования заключается в определении методических аспектов аудита учетной политики как инструмента стабилизации финансового положения проверяемых экономических субъектов и обосновании их валидности. Характерной особенностью авторского подхода при определении методических основ аудита учетной политики является унификация аудиторских процедур, использование которых дает возможность аудиторским организациям определить стандартные методологические подходы к анализу учетной политики, что будет способствовать соблюдению аудиторских стандартов, повышению качества аудиторской работы. В представленной авторами методике аудита учетной политики учтены ее разделы (организационно-технический, методологический и методический аспекты для целей бухгалтерского и налогового учета), применение этой методики направлено на минимизацию бизнес-рисков, что в целом позволяет улучшить финансовое состояние хозяйствующего субъекта.
Цифровая экономика и инновации. 2019;(2):43-49
43-49
ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФАКТОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПРАВ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ
Аннотация
Нематериальные активы являются одним из ключевых ресурсов цифровой экономики. При этом по данной экономической категории одним из проблематичных и сложных в российской и международной системе учета остается бухгалтерский учет. В статье рассматриваются проблемы учета объектов нематериальных активов, в частности, затронуты вопросы по регулированию операций, связанных с предоставлением прав на использование объектов нематериальных активов (НМА). В последние годы заметно растет доля заключаемых лицензионных договоров / договоров коммерческой концессии, и сделки с предоставлением прав на использование объектов НМА стали играть значительную роль в повышении доходности компаний. Актуальность настоящего исследования обусловлена несовершенством законодательной базы по учету нематериальных активов. До сих пор нерешенным остается вопрос документального оформления указанных операций, что является немаловажным при решении судебных споров. В Положении по бухгалтерскому учету 14/2007 «Учет нематериальных активов» не дано подробных рекомендаций по синтетическому учету операций по передаче прав на использование нематериальных активов. В этой связи авторами разработаны и предложены акты о приеме-передаче прав на использование объектов нематериальных активов. Указанные акты необходимы для сплошного и непрерывного учета, для осуществления контроля за движением объектов, для анализа доходности по каждому виду договора, а также для решения юридических споров. Спорным моментом является вопрос о признании доходов и расходов по операциям, связанным с предоставлением в пользование объектов НМА. По результатам проведенных исследований авторы предлагают учитывать доходы в составе прочих доходов. Кроме того, предложена схема бухгалтерских записей по учету операций по лицензионным договорам и договорам коммерческой концессии с использованием счета 06 «Нематериальные активы, переданные в пользование». Даны рекомендации по учету полученных объектов нематериальных активов организацией-пользователем.
Цифровая экономика и инновации. 2019;(2):50-56
50-56
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЦЕНТРА И СЕВЕРНОГО МАКРОРЕГИОНА
Аннотация
Переход России к пространственному развитию требует комплексного подхода к использованию пространства, реализации специфики различных территориальных структур и обеспечению возможностей развития территорий за счет собственных финансовых ресурсов. В решении поставленной задачи значительную роль играет система межбюджетных отношений, нацеленная на создание равных финансовых условий для всех публично-правовых образований при реализации возложенных на них полномочий. Вопросы межбюджетных отношений наиболее остро проявляются в Северном макрорегионе и приобретают системообразующую роль в силу северной специфики и ограниченности финансовых ресурсов. На основе оценки состояния межбюджетных отношений федерального центра и субъектов РФ, входящих в состав Северного макрорегиона, показано, что сложившаяся система взаимоотношений характеризуется объективно обусловленным высоким уровнем централизации финансовых ресурсов, превышением объемов налоговых доходов, перечисляемых в федеральный бюджет, над объемом доходов консолидированных бюджетов в отдельных субъектах РФ, значительным объемом межбюджетных трансфертов в доходах региональных бюджетов. Это противоречит принципу самостоятельности территориальных бюджетов, провозглашенному Бюджетным кодексом РФ. Игнорирование данного принципа детерминирует снижение устойчивости бюджетов за счет снижения стимулов региональных органов власти к расширению реального сектора экономики, ограничивает местную инициативу, порождает финансовое иждивенчество. Предложено при разработке мероприятий по совершенствованию системы межбюджетных отношений исходить из гипотезы, что все граждане страны должны получать государственные услуги одинакового качества и в одинаковом размере. Главным критерием распределения бюджетных доходов между уровнями бюджетной системы должна быть достаточность бюджетных доходов для удовлетворения потребностей в общественных товарах и услугах. Сделан вывод о целесообразности адресного подхода к формированию системы межбюджетных отношений между федеральным центром и Северным макрорегионом с учетом северной специфики.
Цифровая экономика и инновации. 2019;(2):57-65
57-65