№ 3 (2023)
- Год: 2023
- Дата публикации: 29.09.2023
- Статей: 4
- URL: https://vektornaukieconomika.ru/jour/issue/view/57
Весь выпуск
Развитие услуг по временному проживанию и питанию в условиях структурной трансформации экономики Беларуси
Аннотация
Услуги по временному проживанию и питанию являются драйвером развития сферы услуг многих стран. В связи с этим актуален вопрос оценки развития этих услуг с целью дальнейшего прогнозирования и моделирования. Точную и объективную оценку развития сферы услуг на макроуровне осложняет непрерывный процесс трансформации экономики. Исследование посвящено разработке методики оценки развития услуг по временному проживанию и питанию в условиях структурной трансформации экономики. Методика сформирована в результате анализа международного опыта оценки развития услуг в индустрии гостеприимства и в туристической индустрии в целом. Разработанная методика предполагает определение цели оценки, выявление групп показателей, характеризующих развитие услуг по временному проживанию и питанию и структурную трансформацию экономики, выделение показателей в рамках каждой группы, их нормирование и расчет комплексного индекса развития услуг по временному проживанию и питанию. Таким образом, результат оценки представляет собой индекс, учитывающий 15 показателей, сгруппированных в 5 блоков, и отражающий уровень развития услуг по временному проживанию и питанию с учетом структурной трансформации экономики. Полученная методика применена для Республики Беларусь в целом и для отдельных ее регионов, что позволило оценить уровень и динамику развития услуг по временному проживанию и питанию в каждом регионе страны.
Мобилизационная модель национальной экономики: теоретические подходы к формированию и оценка перспектив реализации в современной России (литературный обзор)
Аннотация
Рост экономической нестабильности и череда шоков, вызывающих кризисы, требуют адекватного ответа со стороны как научного сообщества, так и практики управления и хозяйствования. Одним из способов преодоления трудностей, связанных с чрезвычайными обстоятельствами, затрудняющими устойчивое социально-экономическое развитие, является использование модели мобилизационной экономики. Но сам этот феномен, несмотря на то что известен довольно давно, все же исследован недостаточно. В этой связи могут возникать трудности в использовании модели мобилизационной экономики или отдельных ее элементов на практике. В работе представлены результаты обзора современной отечественной научной литературы, касающейся проблематики мобилизационной экономики. Был проведен анализ научных журнальных публикаций, представленных в Научной электронной библиотеке, за период с 2008 по 2022 г. В результате была получена первичная выборка из 242 научных статей, которая после содержательного анализа была сокращена до 192 научных статей. Установлено, что до 2022 г. подавляющая часть публикаций по проблематике мобилизационной экономики рассматривала этот феномен, как правило, применительно к советскому периоду истории. Другими словами, мобилизационная экономика как возможная модель институционального переустройства современной российской экономики преимущественно не изучалась. В 2022–2023 гг. феномен мобилизационной экономики получил иную интерпретацию в научных исследованиях. Наряду с теоретическим аспектом, его изучение приобрело ярко выраженную прикладную направленность. Возможности использования элементов экономической мобилизационной модели в современной России, вынужденной развиваться в условиях беспрецедентного внешнего давления, стали активно изучаться с позиций сугубо практических. Изучение отобранной совокупности публикаций с содержательных позиций позволяет сделать вывод, что как теоретические, так и прикладные аспекты проблематики мобилизационной экономики остаются недостаточно исследованными. Следовательно, можно ожидать усиления исследовательского интереса к рассматриваемой области.
Модель оценки зрелости и эффективности системы внутреннего контроля
Аннотация
Субъекты малого и среднего бизнеса не уделяют должного внимания функциональным ресурсам системы внутреннего контроля (СВК), что сказывается на эффективности принимаемых управленческих решений. Экономическим субъектам, регулярно применяющим оценку СВК, удается добиться более высокого уровня зрелости контрольной среды путем оптимизации бизнес-процессов. Цель исследования – сформулировать количественные и качественные критерии оценки уровня зрелости внутреннего контроля, позволяющие системно проводить его мониторинг в организациях среднего и малого бизнеса. В рамках настоящего исследования при помощи разработанных тестов средств контроля, включающих рекомендованный набор показателей, характеризующих зрелость СВК, проведена качественная оценка существующей системы внутреннего контроля, определены зоны риска. Предложенные авторами количественные показатели, анализируемые в динамике, дают более объективную измеряемую оценку эффективности системы внутреннего контроля организации по пяти базовым элементам модели COSO. Предлагается анализировать причины возникновения недостатков, определять частоту их возникновения и выявлять неэффективные контрольные процедуры внутри бизнес-процессов для СВК разного уровня зрелости. Разработана концептуальная модель оценки зрелости и эффективности системы внутреннего контроля для организаций малого и среднего бизнеса. В основе модели лежат количественные и качественные показатели, что позволяет производить оценку СВК и дает возможность руководству организаций анализировать эффективность применяемых процедур внутреннего контроля и принимать управленческие решения по их корректировке, таким образом минимизируя финансовые, трудовые и ресурсные затраты. Использование предложенных унифицированных контрольных процедур, а также мониторинга их эффективности позволяет своевременно выявлять предпринимательские риски, присущие любым хозяйствующим субъектам, что невозможно при отсутствии формализованной контрольной среды.
Организация системы стратегического планирования развития аграрного сектора региона: методологические аспекты
Аннотация
В статье рассмотрены методологические аспекты организации системы стратегического планирования развития аграрного сектора. Актуализация вопросов организации системы стратегического планирования аграрного сектора обусловлена тем, что на федеральном уровне система стратегического планирования имеет глубоко проработанный нормативно-правовой базис, в то время как на уровне регионов единая система документов стратегического планирования развития отрасли отсутствует. В настоящее время система стратегического планирования не имеет стратегических документов, связанных с пространственным развитием регионов, их агропродовольственного комплекса, сельских территорий, технико-технологического развития сельского хозяйства. Цель исследования – развитие методологических подходов к организации системы стратегического планирования развития аграрного сектора региона. В работе проанализирован пакет документов системы стратегического планирования аграрного сектора на федеральном уровне, основой которого выступили стратегии и концепции, прогнозы, программы. Предложена система документов стратегического планирования развития применительно к аграрному сектору региона. Представлен комплексный методологический подход к организации системы стратегического планирования развития регионального аграрного сектора, предполагающий выделение следующих основных этапов: стратегический анализ, обоснование целей и задач пространственного и отраслевого развития аграрного сектора и их формализация, обоснование приоритетных отраслей аграрного производства, прогнозирование объемов производства продукции сельского хозяйства и ресурсного обеспечения аграрного сектора, оценка уровня продовольственного самообеспечения региона и прогнозирование развития регионального агропродовольственного рынка. Особое внимание уделено проектным методам системы стратегического планирования на региональном уровне. Аргументирован порядок отбора проектов, обеспечивающих реализацию программ развития сельского хозяйства. Предложен порядок отбора проектов, разработанных на уровне хозяйствующих субъектов и отбираемых для финансирования на основе комплексной оценки их эффективности. Комплексная оценка эффективности проектов предполагает использование критериев, отражающих их бюджетную, коммерческую и социальную эффективность.