№ 4 (2022)
- Год: 2022
- Дата публикации: 30.12.2022
- Статей: 4
- URL: https://vektornaukieconomika.ru/jour/issue/view/54
-
Описание:
Опубликован 30.12.2022
Весь выпуск
Системообразующие организации в конкуренции за государственную поддержку
Аннотация
Статья посвящена анализу статуса системообразующих организаций и обзору мер государственной поддержки в сопоставлении с зарубежным опытом. Принципы выделения различных групп организаций имеют специфику в каждой стране, чаще всего применяется критерий масштаба и отраслевой критерий. Наиболее актуальной такая выборка становится в периоды кризиса, когда требуются неотложные меры поддержки экономики. Выделение системообразующих организаций нашло применение в отечественной практике с 2008 года, в 2020 году закрепилось и расширилось, количество организаций возросло на национальном и региональном уровнях. При этом отмечается изменение подхода к группировке системообразующих организаций: размытие «системообразующего» статуса, многокомпонентность отбора, переход к отраслевому подходу. Особый интерес среди мер государственной поддержки представляют субсидированные банковские кредиты. Механизм кредитования включает не только заемщика и кредитора, но и министерства, правительственного агента. Выделены риски данной меры поддержки, связанные с возможным ограничением доступа для других групп организаций. Ограниченность моратория на банкротство также выделена как контрфактор конкурентной среды. Прямыми конкурентами системообразующих организаций за получение мер поддержки стали предприятия среднего масштаба. Сделаны выводы о том, что системообразующий статус обеспечивает преимущество при получении государственной поддержки в приоритетном порядке. В то же время выявлена невостребованность отдельных мер со стороны системообразующих организаций. Параллельно возникают риски для самих организаций, попадающих в эту группу. Предъявляются дополнительные требования к анализу финансово-хозяйственной деятельности, проведению мониторинга. Возникают риски оказаться в санкционных списках, что может ограничить круг потенциальных контрагентов организации. Предложено изменить подход к группировке организаций для целей государственной поддержки с выделением отраслевого приоритета, что обеспечит большую прозрачность и объективность при предоставлении мер государственной поддержки. Задел для совершенствования инструментов поддержки связан с возможностью реструктуризации льготируемых кредитов.
Реализация полиаспектного подхода в стратегическом планировании пространственного развития аграрного сектора
Аннотация
В статье сформирован научно-методологический базис пространственного развития сельского хозяйства на основе артикуляции полиаспектного подхода, который затрагивает не только вопросы эффективной организации, размещения и специализации путем зонирования конкретных территорий, но и отдельные аспекты государственного регулирования социально-экономического характера в отношении кадрового обеспечения отрасли и формирования действенных рычагов управления агропродовольственным рынком. Актуализация вопросов пространственного развития аграрной отрасли России обусловлена рядом причин: как трансформацией общеэкономических условий хозяйствования, так и достижением окончательного этапа формирования нормативно-правовой базы системы стратегического планирования, определяющей последовательность разработки плановых документов пространственного развития. Представлена характеристика теорий пространственного развития региона, основные этапы реализации федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» в части отраслевого пространственного развития. Обосновано, что целенаправленное регулирование пространственной организации отрасли сельского хозяйства и размещения ее ключевых производств на конкурентно-преимущественной платформе выступает стержнем современной агропродовольственной политики государства при переходе на рельсы стратегического планирования. Достоинством формирующейся системы стратегического планирования является возможность реализации полиаспектного подхода при решении задач, направленных на оптимизацию пространственных параметров отраслевого развития на комплексной и долгосрочной основе. Аргументировано, что стратегическое планирование пространственного развития сельского хозяйства целесообразно разрабатывать в соответствии с методологическим поиском ответов на формирующиеся вызовы и угрозы в рамках геоэкономических и геополитических противостояний, в том числе в сфере продовольствия, на основе принципа «Вызов – Ответ». Ключевым инструментом стратегического планирования сбалансированного пространственного развития выступает дифференциация государственной поддержки.
Гармонизация учетных подсистем для совершенствования информационного обеспечения управления налоговыми расчетами коммерческой организации
Аннотация
Развитие информационного общества, технологий, используемых коммерческими организациями, увеличение массива, а также скорости обрабатываемой информации предопределяют выбор пути развития взаимодействия учетных подсистем, направленного на их интеграцию, а не на автономность. В рамках исследования обоснована необходимость развития методики учета посредством гармонизации учетных подсистем, что позволяет обеспечить единство информационного пространства и способствует совершенствованию информационного обеспечения управления налоговыми расчетами коммерческой организации. Предложено реализовать гармонизацию учетных подсистем путем отражения информации о фактах хозяйственной жизни одновременно в подсистемах финансового, налогового и управленческого учета. При этом установлено, что отражению подлежат не только реальные, но и условные факты хозяйственной жизни экономического субъекта. Такой подход позволяет добиться полноты отражаемой информации, а также усилить единство информационного пространства, что необходимо для обеспечения ценности учетной информации для конечного пользователя. В ходе исследования выработан и предложен к применению инструментарий гармонизации учетных подсистем – единый план счетов, который позволяет фиксировать факты хозяйственной жизни методом двойной записи одновременно во всех учетных подсистемах. Такой подход способствует оптимизации информационных потоков, сокращению расхождений между методами финансового и налогового учета, а также повышению полноты и достоверности данных, отражаемых в учете, что соответствует обеспечению неотъемлемого требования к учетной информации при принятии качественных управленческих решений.
Диагностика современного состояния сельских территорий России на основе инклюзивного подхода
Аннотация
Современное состояние сельских территорий России вызывает тревогу, поскольку на селе продолжают копиться многочисленные социально-экономические проблемы. Их решение является одной из наиболее важных государственных задач, требующих не только адекватного стратегического планирования, но и своевременного мониторинга текущей ситуации на селе. Целью исследования стало выявление ключевых проблем социально-экономического развития сельских территорий России на основе инклюзивного подхода. В ходе исследования проанализирована динамика 17 индикативных показателей инклюзивного развития сельских территорий России за период с 2011 по 2020 г. Показатели объединены в 4 блока: «Рост и развитие», «Экономическая инклюзия», «Преемственность поколений и устойчивость развития» и «Социальная инклюзия». Установлено, что приоритетное развитие сельского хозяйства обеспечило рост валовой добавленной стоимости (ВДС) отрасли, но не способствовало улучшению качества и условий жизни сельского населения. Результаты исследования показали, что наряду с ростом производительности труда в сельском хозяйстве наблюдалось снижение уровня занятости на селе. При этом заработная плата в сельском хозяйстве была примерно на треть ниже, чем по экономике в целом. Бедность на селе остается одной из самых острых проблем, поскольку касается пятой части сельских жителей. Сельские населенные пункты отстают от городских по целому ряду параметров: продолжительности жизни, уровню занятости населения, располагаемым ресурсам домохозяйств, социальной и инженерной инфраструктуре. Решение обозначенных проблем возможно только при корректировке существующей модели развития сельских территорий на основе принципов инклюзивного развития, которые в наибольшей степени отвечают современным вызовам и угрозам.