№ 3 (2021)

Весь выпуск

КРИТЕРИИ И ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ ОПЕРАЦИОННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

Демидова С.Е.

Аннотация

Эффективность как экономическая категория раскрывает полученный результат через затраченные на его достижение ресурсы. Анализ категории «эффективность» требует разграничения категорий результативности, экономичности и эффективности использованных ресурсов. Эффективность бюджетных расходов зависит от эффективности деятельности участников бюджетного процесса на операционном и функциональном уровне. Управление операционной эффективностью использования бюджетных средств представляет собой тактический инструмент, совершенствование которого определяют цифровые технологии и новации в государственном управлении – риск-ориентированный и проектный подходы. В статье проведены теоретические исследования категорий эффективности и операционной эффективности использования бюджетных средств. Представлен авторский подход к операционной эффективности с выделением особенностей в процессе санкционирования расходов бюджета, управления ликвидностью и контроля. Снижение операционной эффективности при использовании бюджетных средств может возникать за счет рисков как внешней среды, так и внутренней управленческой системы, в первую очередь они связаны с деятельностью казначейских и финансовых органов. Выделены критерии операционной эффективности и признаки их классификации. К критериям относятся безопасность операций (защищенность от неправомерных действий) и контроль (при этом расширению предварительного контроля отдается приоритет). Предложен алгоритм оценки операционной эффективности на основе тестового анализа и поиска ошибок, недостатков, неурегулирований процедур контроля. Алгоритм базируется на накопленных значительных объемах данных, формирующих взаимосвязи процедур, этапов и действий участников и неучастников бюджетного процесса. Повышение операционной эффективности возможно за счет дополнительных доходов при размещении временно не используемых остатков бюджетных средств на финансовом рынке; за счет снижения издержек; за счет роста производительности труда при использовании цифровых технологий.

Цифровая экономика и инновации. 2021;(3):5-15
pages 5-15 views

ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ЦЕНОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ЛЕГКИХ САМОЛЕТОВ В УСЛОВИЯХ ДУОПОЛИИ

Иванов Д.Ю., Колычев С.А.

Аннотация

Растущий объем производства легких самолетов на отечественных предприятиях за последние два-три года свидетельствует о растущем спросе на данный вид изделий и о заинтересованности государства в развитии данной отрасли авиастроения. Несмотря на медленные темпы развития малой авиации в России, отечественные предприятия, выпускающие легкие самолеты, помимо внутреннего рынка находят своих потребителей за рубежом, на международном рынке, где им приходится сталкиваться с жесткой конкуренцией. Работа посвящена исследованию конкурентного взаимодействия между производителями легких самолетов на рынке в условиях ценовой конкуренции в случае дуополии. Применение специального программного обеспечения позволило сформировать имитационные модели конкурентного взаимодействия для определения траекторий изменений основных экономических параметров, таких как оптимальные цены, выбираемые участниками в соответствии с их целевыми функциями; объемы выпуска; доход и прибыль, получаемые в результате конкурентного взаимодействия. Сформирована математическая модель задачи выбора производителями легких самолетов оптимальной цены на выпускаемые изделия в статическом и динамическом виде. На основе динамической модели с помощью среды моделирования сложных систем Simulink (MATLAB) сформированы имитационные модели механизма конкурентного взаимодействия. Разработаны взаимосвязанные имитационные динамические модели рыночного взаимодействия производителей легких самолетов, учитывающие множество факторов, которые присущи реальным рыночным условиям и специфике отрасли легкомоторного авиастроения. Проведен численный эксперимент по определению влияния значения себестоимости производства на цены выпускаемых изделий, спрос на эти изделия и получаемые участниками рынка результаты.
Цифровая экономика и инновации. 2021;(3):16-24
pages 16-24 views

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ИНДИКАТОРОВ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ

Игнашева Т.А.

Аннотация

Наметившаяся четкая тенденция сокращения численности работников государственных органов и системы местного самоуправления свидетельствует о снижении привлекательности данной сферы деятельности для молодых кадров. Анализ развития системы местного самоуправления целесообразно начинать с исследования его структуры на уровне муниципальных образований региона. В работе использованы методы кластерного анализа, главных компонент, реализующие индуктивный и дедуктивный исследовательские алгоритмы, адаптивные методы прогнозирования на основе методик экспоненциального сглаживания, авторегрессии и проинтегрированного скользящего среднего. Предложена классификация муниципальных образований Республики Марий Эл по показателям развития системы местного самоуправления, выделены наименее и наиболее многочисленные кластеры, представлены их характеристики. Сформированы агрегатные показатели, влияющие на размер среднемесячной начисленной заработной платы гражданских и муниципальных служащих в органах местного самоуправления. Предложены прогнозы численности работников государственных органов и местных управляющих структур. Проведение классификации муниципалитетов региона показывает, что большая часть районов представлена средним уровнем заработной платы работников управляющих органов. Учитывая тот факт, что Республика Марий Эл характеризуется низкими уровнями заработных плат по сравнению с другими субъектами Приволжского федерального округа, можно сделать вывод, что уровень оплаты труда служащих системы местного самоуправления является ключевым фактором, определяющим привлекательность данной сферы на рынке труда муниципалитетов региона. Сформированные агрегатные показатели на уровне республики в целом показывают наибольшее воздействие индикаторов городского уровня на общее развитие местных управляющих структур.
Цифровая экономика и инновации. 2021;(3):25-34
pages 25-34 views

МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ПОЛУЧЕННАЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДОВ КОРРЕЛЯЦИОННО-РЕГРЕССИОННОГО АНАЛИЗА

Ильин П.А.

Аннотация

В условиях замедления роста мировой экономики, а также переформатирования национальных экономик в результате санитарно-эпидемиологических ограничений становится важным вопрос установления критериев и показателей экономической безопасности на различных звеньях экономики. Первичным звеном российской экономики, создающим товары, выполняющим работы и оказывающим услуги, является предприятие. В силу того, что в настоящее время имеют место различные точки зрения со стороны ученых и единый подход в указанном вопросе отсутствует, существует необходимость создать научно обоснованную, в том числе с помощью математических методов, модель оценки жизнеспособности предприятия с точки зрения безопасности его жизненно важных интересов. В статье с помощью методов корреляционно-регрессионного анализа исследована линейная зависимость общего уровня экономической безопасности от соответствующих финансовых показателей, которые формируются исходя из 50 смоделированных финансово-хозяйственных ситуаций в деятельности предприятия. С целью осуществления анализа в статье используются коэффициенты износа основных средств, абсолютной ликвидности, срочной ликвидности, капитализации, финансовой независимости, автономии оборачиваемости активов, фондоотдачи, оборачиваемости собственного капитала, экономической, финансовой и коммерческой рентабельности. В результате предложена модель оценки общего уровня экономической безопасности предприятия. Полученное уравнение является значимым, но из 13 коэффициентов значимыми при заданном уровне ошибки и вероятности являются только 5: коэффициент износа основных средств, коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент текущей ликвидности, коэффициент финансовой независимости, коэффициент финансовой рентабельности. При этом сформулированная система показателей исключительно финансовой безопасности не является исчерпывающей в процессе исследования уровня экономической безопасности предприятия, образуя только центральную часть общей (расширенной) модели экономической безопасности предприятия.
Цифровая экономика и инновации. 2021;(3):35-42
pages 35-42 views

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ СНИЖЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНОВ РОССИИ

Иркин М.А., Черепкова Т.Н.

Аннотация

Уточняется понятие экономической безопасности региона и определяется ее сущность. Рассмотрены и сгруппированы основные индикаторы, характеризующие риск снижения уровня экономической безопасности региона. Выделены четыре группы таких индикаторов: финансовые (являются обобщающими), ресурсные, или производственные (характеризуют экономическое состояние региона и возможность его развития на основе выявленного потенциала), социальные, экологические. При анализе риска снижения уровня экономической безопасности региона показатели группируются и объединяются, оцениваются комплексно и в динамике. Именно с учетом данных групп показателей выстраивается механизм управления риском снижения экономической безопасности. Механизм управления риском снижения экономической безопасности региона должен носить превентивный характер, заблаговременно предупреждать и устранять угрозы и риски возникновения кризисных ситуаций в конкретном регионе. На основании данного требования был предложен механизм управления риском снижения экономической безопасности регионов. Предложенный механизм состоит из нескольких уровней. Первый уровень объединяет главу субъекта РФ, Совет по экономической и общественной безопасности субъекта РФ и орган законодательной власти субъекта РФ. Следующий уровень представлен некоммерческими организациями, общественно-политическими и религиозными учреждениями. Третий уровень - население субъекта РФ. Однако для достижения устойчивого развития экономики региона необходимо взаимодействие всех уровней, которое должна наладить Межведомственная комиссия по вопросам экономической безопасности региона. Данная комиссия на основании мониторинга существующих внешних и внутренних угроз и с учетом экономических интересов региона должна разрабатывать меры, направленные на предотвращение выявленных угроз.
Цифровая экономика и инновации. 2021;(3):43-49
pages 43-49 views

ОЦЕНКА НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Наянов А.В., Алайкина Л.Н., Новоселова С.А., Шарикова И.В.

Аннотация

Рассмотрены проблемные вопросы оценки и направления повышения эффективности использования налогового потенциала на региональном и муниципальном уровнях, так как наполняемость их бюджетов во многом зависит от налоговых поступлений. В этой связи для администраций муниципальных образований, органов исполнительной и законодательной власти дотационных регионов особый интерес представляют вопросы объективности оценки налогового потенциала и возможности его увеличения. Проведена оценка совокупных объектов налогообложения на макро- и микроуровне. Установлена возможность использования налогового потенциала при оценке степени воздействия налогообложения на формирование условий развития предприятия. Выявлена взаимосвязь между налоговым потенциалом на макроуровне и выбором приоритетных направлений развития региона. Проведен анализ структуры налогоплательщиков и определена их роль в формировании доходной части бюджета Саратовской области. Обоснована значимость каждого вида налогов, сборов и платежей в исполнении консолидированного бюджета региона. Акцентировано внимание на видах режимов налогообложения сельскохозяйственных организаций, величине их налоговой нагрузки. Проанализированы потоки налоговых платежей, а также перечень обязательств сельскохозяйственных товаропроизводителей по уплате налогов в зависимости от выбранного режима налогообложения. Проведен анализ влияния налоговых поступлений от деятельности агропромышленного комплекса на формирование доходной части бюджета Саратовской области, дана оценка налогообложения аграрного сектора экономики по видам налогов, рассчитан налоговый потенциал сельскохозяйственных товаропроизводителей. Выделены проблемы, а также обозначен ряд значимых мер, которые позволяют выявить резервы, направленные на повышение уровня налогового потенциала региона и муниципальных образований.
Цифровая экономика и инновации. 2021;(3):50-60
pages 50-60 views

ТРАНСФОРМИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА СОЗДАНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ЦЕПОЧЕК СТОИМОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Перская В.В., Хаиров Б.Г., Хаирова С.М.

Аннотация

Актуальность работы обусловлена тем, что 90 % мирового товарооборота по данным ЮНКТАД находится под ограничениями в результате закрытия границ между странами в связи с пандемией. Исследование посвящено формированию национальных источников развития внутри стран и перестраиванию географии формирования глобальных цепочек стоимости (ГЦС) преимущественно в рамках одного региона: сокращаются плечи транспортировки продукта, так как ранее ГЦС представляли вертикальную кооперацию, инициируемую международными транснациональными компаниями (ТНК). Проведены теоретические исследования трансформирования процесса создания ГЦС. Определено, что более активное использование преимуществ горизонтальной кооперации между хозяйствующими субъектами разных территориально приближенных стран приведет к переформатированию географии формирования ГЦС. Одновременно воздействие пандемии на экономическую глобализацию в целом обусловливает усиление межгосударственного согласованного регулирования, в том числе регионального масштаба. В современных условиях правила Всемирной торговой организации (ВТО) игнорируются достаточно большим количеством стран, что сопровождается политикой протекционизма и санкций, практически нелегитимной с точки зрения международного права. Выявлено, что подписание Всеобъемлющего регионального экономического партнерства странами АСЕАН представляет собой свидетельство регионализации международного взаимодействия, обозначает развитие тренда формирования согласованного участниками регионального правового поля для развития экономического сотрудничества с опорой на основные правовые нормы ВТО. Экономическое сотрудничество включает проблемы регулирования электронной торговли, конкурентной политики, защиты интеллектуальной собственности и другие вопросы, ранее не фигурировавшие в соглашениях. Сделан вывод о том, что собственно экономическая регионализация, в том числе трансформирование процесса формирования ГЦС в направлении повышения удельного веса их региональной компоненты, является имманентной чертой трансформирования мировой экономики в условиях реального полицентризма в направлении использования преимуществ горизонтальной кооперации между хозяйствующими субъектами разных территориально приближенных стран.
Цифровая экономика и инновации. 2021;(3):61-69
pages 61-69 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах