№ 3 (2018)
- Год: 2018
- Дата публикации: 28.09.2018
- Статей: 9
- URL: https://vektornaukieconomika.ru/jour/issue/view/16
-
Описание:
Опубликован 28.09.2018
Весь выпуск
ИССЛЕДОВАНИЕ И ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ФИЛИАЛА ПАО «РОСТЕЛЕКОМ» В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ
Аннотация
В статье представлены различные точки зрения на понятие «конкурентное положение» и «конкурентоспособность», в том числе авторская. Выделены методы оценки конкурентного положения фирмы на рынке и наиболее актуальные из них: методы стратегического анализа; метод, основанный на расчете интегрального показателя конкурентоспособности предприятия; метод, основанный на расчете коэффициента конкурентоспособности производимой продукции (услуги).
Исследование проведено по филиалу ПАО «Ростелеком» в Республике Мордовия – базовому оператору информационно-коммуникационных услуг Мордовии. Оценен конкурентный потенциал по четырем направлениям: диверсификация бизнеса; универсальность услуг связи; развитие информационных технологии; инновационные проекты. Выявлена положительная динамика показателей деятельности компании. Осуществлен конкурентный анализ по направлению деятельности «широкополосный доступ в интернет». Главными конкурентами компании на рынке телекоммуникаций Мордовии являются: ТТК, Мегафон, МТС, Билайн. Выявлена лидерская позиция филиала ПАО «Ростелеком» в Республике Мордовия по отношению к другим региональным интернет провайдерам. Определены сильные и слабые стороны филиала ПАО «Ростелеком». В качестве сильных сторон выступают: известность компании, широта охвата, универсальность. К слабым были отнесены низкое качество услуг, неэффективная система стимулирования персонала.
На фоне быстрорастущего рынка интернета вещей как в мире, так и в России ПАО «Ростелеком» должен взять на себя роль отраслевого бизнес-интегратора индустриального интернета, в частности по наиболее динамично развивающимся сегментам «Промышленный интернет» и проект «Умный город». Предложены инструменты привлечения и удержания клиентов. Разработаны рекомендации по совершенствованию методов стимулирования персонала, предложены показатели оценки кадров.
ОЦЕНКА ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ОПЛАТУ ТРУДА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Аннотация
В системе общего образования в последние годы сложилась ситуация, когда условия труда работников, а также их заработная плата не соответствуют формальным требованиям законодательства. Рост заработных плат либо отсутствует, либо сопровождается ростом напряженности труда учителя. В статье исследуются проблемы оплаты труда на примере двух образовательных учреждений г. Казани, на основе сопоставительного анализа условий, в которых работают учреждения. В работе изучены показатели деятельности общеобразовательной школы и гимназии, на основе которых сформулированы основные проблемы в финансировании и обеспечении качества образовательных услуг. Определено, что автономное учреждение получает возможность обеспечить учителям рост заработной платы за счет доходов от оказания платных услуг, в отличие от бюджетного учреждения. Однако вид учреждения при этом оказывает влияние на объемы финансирования, и соответственно – заработную плату за счет различий в нормативах финансового обеспечения.
В статье построена двухфакторная модель влияния на оплату труда напряженности труда учителя и вида образовательного учреждения на основе данных по сорока школам г. Казани. На основе расчетов установлено, что вид учреждения, несмотря на умеренную связь с зависимой переменной, дает существенный рост оплаты труда в учреждении, в то время как рост нагрузки на педагога оказывает значительно меньше влияние. Также определено, что в результате роста напряженности труда в гимназии снижаются показатели ЕГЭ. На основе проведенного анализа в статье сформулированы основные рекомендации для образовательных учреждений с целью повышения эффективности деятельности и приведения уровня оплаты труда в соответствие с условиями ведения образовательной деятельности.
ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы обеспечения эффективности производственных процессов, которые в последние годы выходят на первый план не только на уровне хозяйствующих субъектов, но и национальной экономики в целом. В исследовании выявлено, что современная электроэнергетическая отрасль стремится соответствовать существующим трендам развития. Электроэнергетический комплекс Российской Федерации зарождался еще в период существования Советского Союза, а сформировавший в те времена производственный потенциал эксплуатируется по настоящее время. В период возрождения и до 2008 года электроэнергетический комплекс полностью управлялся государством, и планы, в основном, носили директивный характер, что позволило достичь определенных успехов в электроэнергетике. На основе использования экономико-статистических и сравнительных методов были проанализированы основные средства электроэнергетического комплекса, в результате чего было выявлено падение эффективности основных средств и нарушение равновесия комплекса в целом, что выражено в падении надежности и бесперебойности электроснабжения, а также сокращении инновационной активности предприятий электроэнергетики и инвестиционных поступлений в электроэнергетику. Выявленные проблемы позволили автору исследования выявить факторы, влияющие на эффективность основных средств и равновесие системы, которые были выделены в две группы – это факторы функционирования и развития производственных мощностей электроэнергетического комплекса. В исследовании предложена модель повышения эффективности основных средств электроэнергетических компаний, которая, на взгляд автора статьи, позволит достичь выполнения поставленных перед отраслью задач и сформировать будущий потенциал электроэнергетического комплекса.
МЕТОДОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ИННОВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ
Аннотация
Современное положение инновационно-ориентированной национальной экономики Республики Беларусь обуславливает важность развития интеллектуальных ресурсов. В статье предлагаются основы методологии развития интеллектуальных ресурсов Республики Беларусь. Методология включает: авторскую теорию развития интеллектуальных ресурсов, анализ и их оценку с учетом интегрального индекса интеллектуальной активности инновационно-ориентированной экономики. Предлагается авторская структура интеллектуального ресурса и на ее основе определяется сущность интеллектуального. Обосновывается ключевая роль интеллектуальных ресурсов в инновационно-ориентированной экономике – основа развития всех ресурсов и основа воспроизводства интеллектуального капитала. Установлено снижение уровня развития интеллектуальных ресурсов национальной экономики Республики Беларусь во взаимосвязи с результатами инновационной деятельности. Предложен показатель уровня развития инновационной деятельности с учетом интеллектуальных ресурсов – индекс интеллектуальной активности инновационной экономики (Iia). Приведены результаты расчета, свидетельствующие о снижении индекса (Iia). В рамках методологии показываются результаты исследований институциональной среды, выявляющих противоречия в отношении базовых институтов «управление» и «образование», определяющих развитие интеллектуальных ресурсов, а также противоречия в отношении комплементарного института «маркетинг», обеспечивающего практико-ориентированный характер взаимодействия институтов рыночной экономики. Предложена схема составляющих организационно – экономического механизма институционального маркетинга, включающая функции маркетинга, в рамках которых на основе выявленных противоречий намечены направления совершенствования развития интеллектуальных ресурсов.
Показывается, что институциональный маркетинг в наибольшей степени способен согласовать возможности организации, запросы потребителей и требований общества в лице государства.
ИМЕЮТ ЛИ ЗНАЧЕНИЕ ОБЪЕКТЫ И ИНСТИТУТЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РЕГИОНОВ РОССИИ?
Аннотация
В данной работе проанализирован вклад нематериальных активов регионов России в их экономический рост. В качестве основного индикатора регионального экономического роста использован валовый региональный продукт (ВРП) на душу населения. Апробация моделей проведена по региональным панельным данным России с 2005 по 2015 гг. на основе эконометрического моделирования. Подтверждена гипотеза о наличии постоянной эластичности валового регионального продукта на душу населения относительно показателей, характеризующих степень использования основных видов объектов интеллектуальной собственности. Высокая объясняющая способность линейной зависимости между вышеуказанными переменными также эконометрически подтверждена. Доказано, что среди всех используемых видов интеллектуальной собственности, по которым Федеральный институт промышленной собственности предоставляет количественные данные, значительное влияние на валовый региональный продукт оказывают изобретения, полезные модели и базы данных.
Важным и вполне ожидаемым результатом исследования является высокий вклад в объяснение различий регионов по уровню подушевого ВРП переменной «Количество использованных баз данных». Она объясняет 40 % колебаний зависимой переменной. Указанный показатель характеризует активность региона по использованию систематизированной информации на основе современных программных продуктов. Он является важным индикатором развития цифровой экономики, одним из ключевых инструментов которой являются цифровые платформы, так или иначе использующие базы данных.
Построение регрессионных моделей по различным временным промежуткам позволяет сделать вывод об усилении, с течением времени, влияния инноваций на благосостояние регионов России. В частности, переменные «Количество использованных изобретений» и «Количество использованных полезных моделей» обладают большей объясняющей силой в период 2010–2015 гг., чем в 2005–2010 годы.
МОДЕЛЬ ЮРИДИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ БИЗНЕСА В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Аннотация
В действующих рыночных реалиях, когда в отношении России применяются санкции, многогранность быстроменяющихся переменных влияющих на обеспечение стабильного развития экономики страны влияют и на бизнес ее субъектов правоотношений, наиболее актуальными аспектами выступает юридическая безопасность бизнеса в системе экономической безопасности. Именно юридическая безопасность бизнеса в системе экономической безопасности призвана обеспечить защиту от внешних и внутренних угроз с одновременным обеспечением стабильного развития как экономики страны в целом, так и ее субъектов правоотношений.
Авторами раскрывается взаимодействие контрольно-надзорных органов и субъектов правоотношений с акцентом на правовые риски, сопутствующие процессы (как внешние, так и внутренние), экономико-правовое планирование (конгруэнтность целей потребителей и производителей), идентификацию и оценку рисков с возможностью управления ими посредством специальных методов и мероприятий, релевантность оперативного, тактического и стратегического результата.
Разработана и предложена авторами специальная модель юридической безопасности бизнеса в системе экономической безопасности, которая ориентирована на мгновенное реагирование на все переменны (как внешние, так и внутреннее) с особым акцентом на релевантность синергетического эффекта от воздействия на эти переменные и непосредственной эффективности этих экономико-правовых решений, посредством мониторинга финансово-хозяйственного состояния субъекта правоотношения, его обязательств, экономико-правовое планирование и управление, нацеленное на оптимизацию правовых рисков и юридический контроль в целях принятия релевантного экономико-правового решения.
УРАЛЬСКИЕ РЕГИОНЫ В КОНТЕКСТЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРАВОВЫХ ОСНОВ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Аннотация
Российская система стратегического планирования в современных условиях претерпевает значительные изменения, продиктованные как появлением новых факторов, влияющих на развитие масштабных социально-экономических систем, так и нововведениями в законодательстве, обусловленными вступлением в силу федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и связанными с ним подзаконными актами. В связи с этим актуальным представляется рассмотрение особенностей процесса трансформации региональных систем стратегического планирования (как в части нормативно-правовых основ их функционирования, определяемых региональным законодательством, так и с позиции содержания основных стратегических, прогнозных, плановых и программных документов) под воздействием этих изменений. В статье описываются результаты оценки качества системы документов стратегического планирования, сформировавшейся в регионах Большого Урала. На первом этапе исследования была осуществлена проверка наличия у каждого из изучаемых субъектов РФ ключевых документов стратегического планирования регионального уровня, разработка которых предусмотрена 172-ФЗ. На втором этапе – определена степень соответствия разработанных документов федеральному законодательству (в части основных требований, предъявляемым к содержательным элементам документов). На третьем этапе – проведена оценка соответствия разработанных документов основным элементам системы стратегического планирования, определенным в РФ, и друг другу. Исследование позволило определить степень адаптации уральских регионов к изменяющимся условиям (в первую очередь к трансформации нормативной базы российской системы стратегического планирования), а также сопоставить субъекты РФ между собой, исходя из специфики осуществления ими процесса модификации сложившейся системы документов стратегического планирования. Результатом проведенной в ходе исследования оценки стало выявление несоответствия большинства разработанных в подвергшихся диагностике регионах стратегий и прогнозов требованиям законодательства и ориентирам, определенным в документах вышестоящего уровня.
ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ
Аннотация
Статья посвящена комплексной оценке перспектив развития импортозамещения в современной авиационной промышленности России. Авторы статьи проводят систематизацию существующих проблем в развитии авиационной промышленности, устанавливают уровень ее зависимости от иностранных материалов и комплектующих. Подробно рассматривается процесс импортозамещения проводимый ведущими авиационными предприятиями России. Представлен подробный анализ состояния отрасли, с учетом системных рискообразующих факторов. Авторы выделяют ключевую цель, поставленную для отрасли в рамках реализации государственной программы, состоящую в создании высококонкурентной авиационной промышленности и закрепление ее позиций на мировом рынке в качестве третьего производителя по объемам выпуска авиационной техники. Выделены основные задачи необходимые для развития авиационной промышленности в условиях импортозамещения. Особое внимание уделяется формированию комплекса задач по развитию процесса импортозамещения в авиационной промышленности с учетом временных факторов. Проанализированы меры государственной поддержки, предложенные правительством Российской Федерации с выделением ключевых групп мероприятий представленных в рамках реализации государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на период до 2020 г.». Подробно представлен процесс реализации государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на период до 2020 г.» с выделением ключевых групп мероприятий и перспективных мер поддержки с учетом поэтапного финансирования. Определены результаты реализации государственной программы, которые позволят придать необходимый импульс процессам модернизации и диверсификации российской экономики, что существенным образом снизит ее зависимость от внешних колебаний и изменений. Авторы статьи приходят к выводу, что реализация государственной программы и развитие импортозамещения представляют собой мультипликативный эффект, который затрагивает смежные отрасли экономики и приводит к появлению дополнительных стимулов для развития сферы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Аннотация
Данная статья посвящена изучению такого важного места в региональной экономической политике, как народнохозяйственного планирования и методов его аналитического и прогностического обоснования. Очерчиваются рамки применения и дальнейшего развития принципов управления прогностической работой в системе инструментария процесса модернизации общества. Особое внимание в работе уделено научно-обоснованной прогностической подготовки принятия решений, которая становится одним из решающих факторов устойчивого развития предприятий, отраслей, комплексов и регионов. Продолжены авторские исследования по обоснованию инструментария мониторинга и прогноза развития российских регионов на базе творческого использования и дальнейшего совершенствования базовых положений, и, прежде всего, положений о единстве прогноза и стратегии, научного предвидения и активного формирования новых экономических отношений на уровне регионов. Предложена схема интеграции прогнозных показателей устойчивого развития в стратегии экономического развития региональных экономических систем. Обоснован методический инструментарий прогнозирования устойчивого развития, к которому отнесены: техника прогнозирования, то есть характеристика важнейших методов в их внутренней взаимосвязи; применение техники прогнозирования к анализу проблем развития технических и экономических систем (прогностическое моделирование); оценка надежности прогнозов. Устойчивое развитие территории рассмотрено автором как технология целенаправленного продвижения вперед в системе общество–природа–экономика с учетом институциональной среды. Предложен набор показателей для оценки современного положения и прогноза территории с позиции устойчивого развития.