№ 2 (2017)

Весь выпуск

РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА УНИВЕРСИТЕТОВ

Бурцева К.Ю.

Аннотация

Получившие широкое распространение в последние десятилетия рейтинги университетов, чья популярность набирает обороты, являются основанием для обширного перечня дискуссионных вопросов, часть из которых будет рассмотрена в представленном научном труде. С позиции зарубежных авторов в статье обосновывается распространение рейтингов в сфере образования, неразрывно связанное с популяризацией аудита и интенсификацией его режимов. Рассмотрены методики сбора данных по вузам, их упорядочивания и присваивания баллов основных трех международных рейтингов университетов: Шанхайского рейтинга (Academic Ranking of World Universities (ARWU)), рейтинга мировых университетов Times Higher Education (Times Higher Education World University Rankings (THE)) и рейтинга QS (QS World University Rankings). Оценены позиции российских университетов в ведущих рейтингах. Рассмотрены мировые рейтинги университетов, имеющие меньшее влияние и известность: Лейденский рейтинг (Leiden Ranking), рейтинг мировых университетов Webometrics (Webometrics Ranking of World Universities) и «Ю-Мультиранк» (U-Multirank). Использование различных баз данных приводит к существенным различиям между местами отечественных вузов в менее известных рейтингах, позиции в которых также были проанализированы. Сделано заключение о значительном укреплении и, по ряду рейтингов, повышении местоположений российских университетов; в то же время остается много проблем оценки и измерения показателей, включенных в составление рейтингов, при явном отсутствии более или менее обстоятельных обоснований выбора показателей. 

Цифровая экономика и инновации. 2017;(2):7-13
pages 7-13 views

СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА В РОССИИ

Восколович Н.А., Жильцов Е.Н.

Аннотация

В статье рассмотрены особенности развития сельского туризма в России, обусловленные сложившимися традициями, спецификой аграрного сектора экономики, долей сельского населения в его общей численности. Его значимость предопределена приоритетностью внутреннего и въездного туризма, подъемом агропромышленного производства. Поскольку туризм – это сложный феномен, предпринята попытка исследовать его формирование посредством междисциплинарного подхода, учета мультипликативного влияния на сопряженные виды деятельности и комплексность туристского продукта. Авторы выделяют важнейшие признаки сельского туризма: экологичность, связь с местными природными и культурно-историческими ресурсами, взаимодействие с агропромышленным комплексом. Подчеркивается роль государственного регулирования туризма в целом и сельского туризма в частности. Перспективы сельского туризма, как отмечается в статье, зависимы от использования в качестве базы действующих крестьянско-фермерских хозяйств, а также от появления новых сельских гостевых комплексов или домов, о чем свидетельствует анализ, проведенный авторами. Наиболее успешным в этом отношении следует считать кластерный подход, позволяющий усилить импульсы роста посредством согласованных действий сельской общины и агропромышленного комплекса, притока инвестиций и рационального использования природных ресурсов. В статье делается вывод о том, что не решены до конца проблемы информационного обеспечения, стандартизации услуг размещения и оценки качества обслуживания в сельском туризме, транспортной доступности, подготовки квалифицированных кадров. В этом отношении регулирующую и поддерживающую роль должны сыграть профессиональные саморегулируемые организации, как действующие, так и вновь создаваемые на уровне регионов.

Цифровая экономика и инновации. 2017;(2):14-18
pages 14-18 views

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ ЗАКАЗЧИКА В КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

Гафурова Г.Т.

Аннотация

Система государственных закупок претерпела значительные трансформации в порядке организации и финансирования. Изменение законодательного поля государственных закупок повлекло за собой большое количество проблем как для заказчиков, так и для поставщиков, как организационного характера, так и с точки зрения экономической эффективности. При этом в условиях значительных бюджетных ограничений, вызванных бюджетным дефицитом на всех уровнях управления, вопросы эффективности государственных закупок выходят на первый план. Качество управления закупками, профессиональный и рациональный подход к их организации должны способствовать максимальному достижению целей бюджетного планирования. В связи с этим объективная оценка деятельности государственных заказчиков, систематизация проблем закупочной деятельности должна способствовать повышению эффективности бюджетных расходов.

В статье на основе анализа деятельности государственного заказчика Республики Татарстан систематизированы особенности организации закупочной деятельности в условиях действия закона о контрактной системе. Изучена динамика и структура закупок заказчика в разрезе способа определения поставщика и номенклатуры закупаемых товаров. На основе проведенного анализа сформулированы выводы об основных проблемах в деятельности заказчика – как системного характера, так и связанных с ошибками в деятельности контрактного управляющего. Определено, что большое количество проблем связано с особенностями контрактной системы, не устанавливающей требований к профессионализму поставщиков, что порождает трудности взаимодействия с заказчиками и нарушение условий договоров. На основе систематизации проблем, возникающих у заказчика на всех стадиях закупочного процесса, сформулированы рекомендации по их решению.

Цифровая экономика и инновации. 2017;(2):19-25
pages 19-25 views

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ В НЕФТЕХИМИЧЕСКОМ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ КЛАСТЕРАХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Григорян К.А., Рамазанов А.В.

Аннотация

Проблема взаимодействия реального и финансового секторов экономики всегда привлекала внимание ученых-экономистов, и в современных условиях ее значимость еще более возрастает.

Ключевое значение для формирования промышленной политики имеет выявление форм взаимодействия реального и финансового секторов в различных кластерах региональной экономики. Выявление граней и причин различия характера взаимодействия компаний реального и финансового сектора в зависимости от региональной направленности кластера позволит разработать комплекс эффективных мер стимулирования экономического роста и преодоления структурных диспропорций экономики.

В статье анализируется процесс интеграции реального и финансового сектора на основе кластерного подхода. Сравниваются факторы и условия взаимодействия промышленных предприятий, участников фондового рынка и банковского сектора. Цель исследования – выявление специфики во взаимодействии промышленных предприятий и финансовых институтов в зависимости от условий и внешних параметров развития территориальных кластеров. Задачей является установление причин и факторов, имеющих определяющее значение в формировании модели взаимодействия кластера с финансовыми институтами и использовании предприятиями инструментов привлечения финансовых ресурсов.

Для исследования были отобраны два индустриальных кластера Республики Татарстан – энергетический и нефтехимический кластеры, которые имеют существенные различия во взаимодействии с финансовыми институтами. В результате были выявлены факторы, определяющие данные особенности.

Цифровая экономика и инновации. 2017;(2):26-30
pages 26-30 views

ФОРМИРОВАНИЕ КЛАСТЕРНО-СЕТЕВОЙ МОДЕЛИ ИННОВАЦИОННОГО ПАРТНЕРСТВА НА ОСНОВЕ «УМНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ»

Дубровская Ю.В., Кудрявцева М.Р.

Аннотация

Кластерно-сетевая модель организации экономики ориентирует органы власти на решение важных общественных вызовов путем освоения ведущих рынков и развития инноваций. Новейшей тенденцией в области кластерной политики является поиск «умной специализации» регионов. Такая специализация становится механизмом перехода к постиндустриальному типу развития экономики, позволяющему субъектам инновационного партнерства диверсифицировать свою деятельность при одновременном углублении региональной специализации. Статья посвящена обоснованию значимости применения стратегии «умной специализации» как действенного инструмента регионального инновационного развития в отечественной экономике. Для достижения поставленных в исследовании задач авторами проанализированы дефиниции таких понятий, как «кластеры», «стратегия умной специализации», рассмотрены предпосылки перехода передовых стран к реализации стратегии «умной специализации» на основе анализа недостатков существующих инновационных стратегий развития. Это позволило выделить ряд отличительных особенностей стратегии «умной специализации». В частности, отмечен «процесс предпринимательских открытий», подчеркивающий необходимость участия широкого круга хозяйствующих субъектов в определении специализации и приоритетов регионального развития. Установлено, что помимо традиционных групп инновационного партнерства, участвующих в процессе выработки и реализации приоритетов регионального развития (бизнес, наука и государство), в классификацию, разработанную в рамках концепции «умной специализации», входят гражданское общество, инвесторы и эксперты. Проведены теоретические исследования возможностей адаптации стратегии «умной специализации» и перспектив ее применения в национальной экономической системе. Сформулированы преимущества применения стратегии «умной специализации» в свете критической необходимости перехода России на инновационный путь развития. По результатам проведенного исследования установлено, что создание системы формирования кластеров на основе «умной специализации» позволит повысить эффективность кластеризации отечественной экономики путем технологического переоснащения существующих отраслей производства, задаст вектор межрегионального и международного взаимодействия в целях повышения инвестиционной привлекательности регионов России.

Цифровая экономика и инновации. 2017;(2):31-37
pages 31-37 views

МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ РЫНКА КОСМИЧЕСКИХ УСЛУГ НА ОСНОВЕ ТЕОРИИ КОНТРАКТОВ

Иванов Д.Ю., Беляева Е.К.

Аннотация

Космическая отрасль является неотъемлемой частью мировой экономики и науки. Ввиду привлекательности космического рынка не только для государства, но и для коммерческого сектора, происходит постоянная разработка новых космических технологий, появление различных товаров и услуг, что способствует усилению отраслевой конкуренции как на мировом, так и на национальном и межрегиональном уровнях. На рынке космической продукции заказчик на стадиях поиска исполнителя и заключения с ним контракта сталкивается с рядом проблем. Одной из них является сокрытие исполнителем информации о качестве производимой продукции или предоставляемой услуге в стремлении к собственной выгоде. В теории контрактов эта информация является типом исполнителя. Проблема, порождаемая информационной асимметрией, может решаться при помощи разработки такого контракта, который содержит механизм выявления типа исполнителя. На данный момент отсутствует экономико-математический аппарат для решения задачи нахождения оптимального контракта между участниками рынка космической продукции.

В работе проведен анализ современного мирового рынка космической продукции и услуг, оценены позиции России в мировой космической отрасли, определено состояние каждого сегмента рынка, его участники и их характеристики. На основе теории контрактов разработана модель взаимодействия участников рынка космических услуг на примере оператора цифрового телевидения и компаний, предоставляющих пусковые услуги, в условиях симметричной и асимметричной информации. Меню контрактов составлено таким образом, что исполнители того или иного типа сами должны выбрать предназначенный для них контракт, иначе их выгода от сделки уменьшается.

В результате проведенного исследования для данной системы определены оптимальные структуры контрактов (стоимость запуска и количество запусков). Разработанная модель позволяет согласовать экономические интересы участников рынка космических услуг и повысить эффективность их взаимодействия.

Цифровая экономика и инновации. 2017;(2):38-44
pages 38-44 views

МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ПОРТФЕЛЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Иванов Д.Ю., Орлова К.Ю.

Аннотация

В современных экономических реалиях неоспорима роль инноваций. В России уделяется значительное внимание созданию условий для инновационного развития. Так, реализуется Стратегия инновационного развития Российской Федерации, в которой определены цели и задачи инновационной политики и которая призвана качественно изменить структуру российской экономики. Финансирование инновационных проектов осуществляется за счет венчурного капитала. Важной особенностью венчурных инвестиций является, с одной стороны, высокий риск, с другой – возможность получения сверхприбыли. Поэтому инвесторы, как правило, диверсифицируют риски, формируя портфель инновационных проектов. Таким образом, возникает задача разработки методов, позволяющих оптимально распределить капитал, которым располагает инвестор, для вложения в инновационные проекты.

Статья посвящена механизму отбора инновационных проектов на основе комплексной оценки. Рассмотрена теоретическая база, лежащая в основе предлагаемого механизма, включающая метод реальных опционов для оценки доходности проекта с учетом риска, а также метод анализа иерархий Т. Саати, позволяющий определить приоритеты рассматриваемых альтернатив с учетом значимости критериев.

Предлагается механизм формирования портфеля инновационных проектов, включающий три шага. На первом шаге прибыльность проекта оценивается с помощью метода реальных опционов, адаптированного для многостадийных проектов. На втором шаге производится комплексная оценка проекта с помощью метода анализа иерархий. При этом предварительно определяется значимость критериев оценки проекта, включающих потенциальную прибыльность проекта, его продолжительность, а также качественные характеристики, оказывающие влияние на вероятность реализации. На заключительном шаге происходит отбор проектов на основе приоритетов с учетом ограничений на финансирование.

Разработанный механизм позволяет инвестору оценить целесообразность вложения капитала в инновационный проект и сформировать оптимальный портфель инновационных проектов.

Цифровая экономика и инновации. 2017;(2):45-53
pages 45-53 views

ОСОБЕННОСТИ АТТЕСТАЦИИ РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ЭФФЕКТИВНЫЙ КОНТРАКТ

Кифа Л.Л.

Аннотация

Актуальность выбранной темы исследования связана с реформированием муниципальной системы управления и обязательным переходом на профессиональные стандарты работников бюджетных образовательных учреждений. Статья посвящена вопросу моделирования процесса аттестации руководящих работников учреждений, чья деятельность связана с воспитанием и образованием детей. Выявлены нормативно-правовые аспекты действующей на текущий момент процедуры аттестации руководящих работников муниципальных образовательных учреждений. Рассмотрена структура эффективного контракта как одного из инструментов совершенствования аттестации работников муниципальных образовательных учреждений. Предложены возможные направления по повышению эффективности системы аттестации работников муниципальных учреждений, в частности образовательных, в свете их перехода на профессиональные стандарты. Выявлены недостатки и возможные несоответствия содержания аттестационных процедур по отношению к руководящим работникам, в связи с вступлением в силу профессиональных стандартов. Сформулированы рекомендации по их устранению.

Описаны результаты проведенного теоретического анализа практики проведения аттестации работников муниципальных учреждений, сформирована модель подготовки и проведения аттестации руководящих работников муниципальных образовательных учреждений. Особое внимание в разработанной модели уделено индикаторам поведения руководящих работников муниципальных образовательных учреждений. Немаловажное значение в модели придается критериям сформированности организационных, управленческих и профессиональных компетенций у руководящих работников муниципальных образовательных учреждений.

Цифровая экономика и инновации. 2017;(2):54-59
pages 54-59 views

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЙ САМАРСКОГО РЕГИОНА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Климова В.В.

Аннотация

Актуальность темы исследования связана с осуществляемой политикой развития экономики страны в инновационном направлении, что обусловило объективную потребность в анализе и экономико-теоретическом обосновании управления технологическим обеспечением конкурентных преимуществ на уровне региональной экономической системы. Следует также отметить, что от состояния инновационного потенциала зависит направление и формирование инновационной стратегии, именно поэтому его анализ и оценка очень важны.

Статья посвящена рассмотрению вопроса оценки состояния инновационного потенциала Самарского региона, нахождению его сильных и слабых сторон. Целью исследования является анализ инновационного потенциала предприятий Самарского региона и условий его формирования для постоянного экономического развития.

В работе проведен диагностический анализ инновационной активности предприятий Самарской области за трехлетний период, рассмотрена динамика основных социально-экономических и инновационных показателей, затрат на инновации по их видам, а также затрат на технологические инновации по видам инновационной деятельности, показаны причины снижения инновационной активности предприятий.

В результате выявлено, что самой слабой стороной является то, что основным источником финансирования нововведений остаются собственные средства организаций, которые в настоящее время либо отсутствуют, либо имеются в недостаточном количестве, а это влечет за собой снижение числа предприятий, занимающихся инновациями, и доли инновационной продукции в общем объеме выполненных работ. Полученные результаты позволяют утверждать, что интенсивность инновационной деятельности зависит не только от экономических факторов, и при оценке инновационного потенциала необходим учет технологических, организационно-управленческих, политических, правовых, социально-психологических и культурных критериев, выявленных в связи с направленностью на создание инновационной комфортности региона, понятие которой сформулировано в статье.

Цифровая экономика и инновации. 2017;(2):60-66
pages 60-66 views

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ И РАЗМЕР РЫБОДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИМОРСКОГО КРАЯ: ИССЛЕДОВАНИЕ ОТДАЧИ ОТ МАСШТАБА

Корнейко О.В.

Аннотация

В экономической литературе распространено мнение о том, что только крупные рыбодобывающие компании могут обеспечить высокий уровень продуктивности производства и в целом эффективности экономической деятельности. В данной работе ставится задача изучения вопроса о влиянии размеров/масштабов рыбодобывающих предприятий на их производительность. Для этого устанавливаются этапы количественного измерения масштабов данного влияния. В рамках статьи подробно исследуются интеллектуальные корни концепции отдачи от масштаба. Дается обзор литературы, изучающей отношение между операционным размером, производительностью и другими индикаторами эффективности в производстве. С использованием данных для восемнадцати приморских рыбодобывающих компаний были рассчитаны показатели масштаба производства («Объем производства на одну условную тонну вылова») и производительности («Объем производства на одного работающего»), на основе чего обнаружено, что крупные рыбодобытчики Приморья не всегда работают лучше с точки зрения производительности труда, что доказывает наличие более сложных отношений между размером предприятия и производительностью его ресурсов. Различия в производительности, более вероятно, вызваны различиями в технологии производства, а не отдачей от масштаба. Результаты демонстрируют важность разграничения между категориями «отдача от масштаба» и «отдача от размера» и позволяют предположить, что повышение производительности среди мелких компаний может быть достигнуто за счет расширения их доступа к передовым технологиям, а не просто за счет расширения их масштаба. Исследование позиционируется как пилотное и предполагает дальнейшую углубленную разработку методики с учетом полученных результатов.

Цифровая экономика и инновации. 2017;(2):67-71
pages 67-71 views

ПОИСК КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬЮ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАШИНОСТРОЕНИЯ

Краснопевцева И.В.

Аннотация

В современных условиях развития экономики производительность труда на промышленных предприятиях является одним из важнейших критериев эффективности промышленного производства. Рост производительности труда в промышленности напрямую зависит от созданных на каждом отдельном предприятии организационно-экономических условий, позволяющих формировать требуемый уровень производительности труда. Недостаточные темпы роста производительности труда на отечественных промышленных предприятиях, в особенности на предприятиях отечественного машиностроения, вызывают необходимость формирования организационно-экономического механизма управления производительностью труда, позволяющего эффективно использовать имеющиеся на предприятии возможности ее роста. В основе формирования организационно-экономического механизма управления производительностью труда должно лежать совершенствование прежде всего тех факторов производства, которые определяют развитие и активное использование человеческих ресурсов, что позволит предприятию сосредоточить усилия на развитии направлений, связанных с повышением качественных характеристик человеческого фактора производства.

В статье дается анализ концепций управления персоналом, которые могут быть использованы для формирования организационно-экономического механизма управления производительностью труда. Произведена оценка их достоинств и недостатков, определяющих возможность применения в практике работы промышленных предприятий. Выявлены причины, ограничивающие применение известных концепций управления персоналом в формировании организационно-экономического механизма управления производительностью труда на предприятиях отечественного машиностроения. Выделены концепции управления персоналом, направленные на развитие человеческих ресурсов предприятия и обеспечение им достойных условий трудовой жизни. Обоснован комплексный подход к формированию организационно-экономического механизма управления производительностью труда, подразумевающий интегрирование концепций управления персоналом, в основе которых лежат положения, направленные на повышение качества человеческих ресурсов. Разработана модель концептуального подхода к формированию организационно-экономического механизма управления производительностью труда на предприятиях машиностроения. Сделан вывод о том, что предложенный подход к формированию организационно-экономического механизма управления производительностью труда позволит предприятию обеспечить рост производительности труда путем реализации имеющихся потенциальных возможностей, предоставляемых ему достижениями научно-технического прогресса, за счет активизации человеческого фактора производства.

Цифровая экономика и инновации. 2017;(2):72-78
pages 72-78 views

РАЗРАБОТКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕШЕНИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОМБИНИРОВАННОГО ПРОИЗВОДСТВА ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПРОДУКТОВ В УСЛОВИЯХ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

Лисин Е.М., Киндра В.О., Маришкина Ю.С., Анисимова Ю.А.

Аннотация

Исследование направлено на изучение экономических преимуществ при организации комбинированного производства электрической и тепловой энергии. По мнению авторов, разработка и экономическое обоснование решений в производстве энергетических продуктов в условиях структурной трансформации электроэнергетической системы и дальнейшего развития распределенной энергетики в России является основополагающей стратегией отрасли. Цель проводимого исследования заключается в формировании ключевых показателей, характеризующих экономическую эффективность тепловых схем выработки энергопродуктов и их безопасность.

Для обоснования конечных результатов применен сравнительный анализ вариантов применяемых в энергетике тепловых схем. Авторы рассматривают конкурентные технологии комбинированного производства электрической и тепловой энергии. Проводится анализ экономических данных, таких как пропускная способность и тепловая нагрузка, и показателей эффективности применяемых вариантов тепловых схем. Сравнительный анализ вариантов обосновывает роль газотурбинных теплофикационных электростанций при децентрализации энергосистемы в условиях энергобезопасности регионов страны. В рамках исследования осуществлен анализ ключевых проблем децентрализации энергосистемы и их проектирования. Построение модели выборки критериев производилось при помощи алгоритма программного пакета “Thermoflow”, позволившего разработать критерии. С помощью полученных критериев проведен сравнительный анализ предложенных решений и сделаны выводы об их сравнительной экономической эффективности с позиции выбранных оценочных критериев.

Результаты исследования позволяют авторам выделить преимущества анализируемых вариантов тепловых схем и разработать более экономичные схемы организации отопительной газотурбинной теплофикационной электростанции для функционирования в условиях модели открытого энергорынка.

Цифровая экономика и инновации. 2017;(2):79-84
pages 79-84 views

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИИ

Меджидов З.У.

Аннотация

За последние годы в отечественной практике особые экономические зоны показали себя не с лучшей стороны. Исходя из этого, необходимо провести анализ становления нормативно-правовой базы создания российских особых экономических зон, а также выявить проблемы, с которыми столкнулись первоначальные зоны. Кроме того, следует проанализировать функционирование особых экономических зон на современном этапе, определить причины их «затормаживания», а также выработать рекомендации по внесению изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Благодаря использованию данных статистического анализа Счетной палаты о результатах деятельности особых экономических зон на территории Российской Федерации, выявлены такие недостатки, как: неэффективность использования общей площади земельных участков управляющей компанией ОАО «ОЭЗ» и сумм, выделенных бюджетных ассигнований на создание и развитие особых экономических зон; несоответствие количества рабочих мест, созданных резидентами на территории особых экономических зон, а также количества введенных в эксплуатацию объектов строительства инфраструктуры прогнозному показателю; низкие показатели общего объема осуществленных резидентами налоговых отчислений и таможенных платежей. К основным результатам исследования следует отнести авторские определения понятий «объекты инфраструктуры особой экономической зоны», «прилегающая территория особой экономической зоны», «перечень объектов инженерной, транспортной, социальной и иных инфраструктур, строительство которых предполагается в рамках создания особой экономической зоны» для внесения изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Это позволит утвердить на законодательном уровне четкие задачи по улучшению инфраструктуры территорий российских особых экономических зон.

Цифровая экономика и инновации. 2017;(2):85-91
pages 85-91 views

ВОЗДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ НА ДОМОХОЗЯЙСТВА И ФИРМЫ

Рамазанов А.В., Мустафин А.Н.

Аннотация

Правительство РФ в 2016 году признало снижение уровня реальных доходов граждан за последние годы и необходимость принятия корректирующих мер. В Бюджетном послании Президента России В.В. Путина на 2017 год сказано о необходимости развития небанковского финансового сектора для привлечения средств инвесторов, граждан в экономику страны. Неразвитая финансовая система в стране приводит к труднодоступности и дороговизне денежных ресурсов для нуждающихся в них субъектов, при этом ситуация усугубляется негативом в банковской системе страны.

Статья посвящена оценке экономической политики государства с учетом критериев улучшения благосостояния домохозяйств, развития инфраструктуры финансовой системы, создания условий для финансирования предпринимательской деятельности. Авторами проводится оценка ключевых действий и мер, принятых федеральными органами исполнительной власти за последние годы. Особое внимание уделено действиям Банка России, в том числе инфляционному таргетированию, параллельно оценены отдельные аспекты политики Министерства финансов РФ.

В качестве действий по улучшению экономического развития отечественной экономики предлагаются меры по развитию региональных фондовых бирж в стране, вовлечению домохозяйств на финансовый рынок страны. В проводимом исследовании авторами разработаны следующие элементы, представляющие научную новизну: предложен способ прогнозирования инфляции с учетом ожидаемых действий государства, фирм и потребителей, что можно применить при корректировке политики Банка России и Министерства финансов РФ; сформированы показатели для оценки качества экономической политики государства, при этом основным оценочным критерием в них является воздействие применяемых экономических мер со стороны органов государственной и муниципальной власти на домохозяйства и фирмы.

Цифровая экономика и инновации. 2017;(2):92-97
pages 92-97 views

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ТЕРРИТОРИЙ ПО СОСТОЯНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Шеломенцева М.В.

Аннотация

В силу влияния различных исторических и экономических факторов в России наблюдается территориальная дифференциация по уровню экономического, социального и культурного развития, в связи с чем создание методологической базы для измерения и анализа этих региональных различий становится все более актуальной задачей.

В современной науке не сформирован единый теоретико-методологический подход к оценке состояния территориальной социально-экономической системы. В отечественной и зарубежной практике для оценки уровня социально-экономического развития регионов, как правило, применяются макроэкономические показатели (валовой региональный продукт на душу населения (ВРП), индекс физического объема ВРП, инвестиции в основной капитал на душу населения, ожидаемая продолжительность жизни и др.). Однако на муниципальном уровне расчет показателей, аналогичных ВРП, в настоящий момент в муниципальной статистике не производится.

Для статистической оценки территориальной дифференциации муниципалитетов в статье предлагается использовать относительный показатель интенсивности, характеризующий долю среднедушевого муниципального продукта в среднедушевом валовом региональном продукте. Информационную основу для расчета показателя формируют данные единого информационного интернет-портала Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации (Росстата) – показатели муниципальных образований. Представлены основные результаты статистического анализа дифференциации по состоянию социально-экономической системы муниципальных образований Смоленской области как типичного региона российского Нечерноземья. Проведен сравнительный анализ качественного состояния территорий по состоянию социально-экономической системы муниципалитетов на основе количественного показателя с выделением трех групп: «муниципалитет-лидер», «срединная группа», «муниципалитет-аутсайдер».

Полученные расчетно-аналитические результаты позволяют оценить различную степень развития муниципальных образований по состоянию социально-экономической системы и сформировать информационную базу для принятия органами власти эффективных управленческих решений, направленных на повышение уровня и качества жизни населения.

Цифровая экономика и инновации. 2017;(2):98-103
pages 98-103 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах